Дорогой чёрный ящик

В системе масс-медиа информационные агентства занимают нишу поставщиков новостей и визуального контента для других СМИ. Майкл Блумберг, основатель и владелец медиаимперии Bloomberg построил одно из крупнейших в мире информационных агентств финансовой и экономической информации, не используя другие СМИ в качестве посредников. Он полагал, что базы данных и таблицы могут быть красноречивее слов. И построил информационную систему, где пользователи могут сами производить и заказывать контент.

 

ТЕЛЕГРАФНЫЕ АГЕНТСТВА НА МАРШ

,

,

Информационное агентство «Гавас»

,

Рождение первого информационного агентства напрямую связано с техническим прогрессом. А конкретно — с появлением в 1834 году телеграфа. Первое в мире информационное агентство «Гавас» открылось в Париже в 1835‑м (почти через сто лет оно было преобразовано в национального гиганта ИА «Франс-пресс»).

Второе агентство появилось в Берлине в 1848 году и даже носило название «Телеграфное корреспондентское бюро Вольфа». Причём оба новичка начинали свой путь в масс-медиа с передачи биржевой информации — ценовых сводок. Политические и общественные новости в сводках агентств появились позднее.

,

,

Телеграмма «Телеграфного корреспондентского бюро Вольфа»

,

В 1882 году в Нью-Йорке открылась первая специализированная информационная компания по обслуживанию финансовых рынков Доу Джонс (Dow Jones & Company). Сначала она обслуживала преимущественно брокеров нью-йоркской биржи, попутно выполняя функции информационной службы для первой деловой американской газеты The Wall Street Journal.

Однако популярности и доходности молодое агентство добилось за счёт доставки биржевой статистической информации тем читателям, которые не играли на рынке профессионально. Им приходили ежедневные бюллетени с динамикой цен на разные ценные бумаги и товары, которые прежде рассчитывались только внутри брокерских компаний.

,

,

Сертификат Dow Jones & Company

,

А спустя ещё сто лет, в 1981 году, Майкла Блумерга озарила идея: сделать удобный и понятый информационный сервис для анализа рынка ценных бумаг. Так Блумберг стал автором одной из самых успешных и дорогих информационных систем в мире. А заодно и миллиардером.

 

БАЗЫ ДАННЫХ КАК НОВЫЙ ВИД НОВОСТЕЙ

В отличие от создателей других информационных агентств Ч. Доу (Dow Jones) и П. Рейтера (Reuters), Майкл Блумберг не имел никакого отношения к журналистике. До своего увольнения из инвестиционной компании Salomon Brothers он был успешным финансистом и прошел путь от простого сотрудника казначейства до старшего партнёра. Однако фирма была продана, и новые владельцы предложили ему уволиться с неплохой компенсацией в 10 млн долларов. Оказавшись при деньгах, Блумберг решил больше не работать по найму, а начать собственное дело. Никакого отношения к СМИ новый проект не имел.

,

,

Небоскрёб на Лексингтон-авеню на восточной стороне Манхэттена, Нью-Йорк. В нём находится штаб‑квартира Bloomberg L.P.

,

Незадолго до своего увольнения Блумберг начал курировать новый, но считавшийся перспективным сектор компьютерных и информационных систем. Он хорошо знал, как устроена система получения информации о биржевых торгах и какую огромную роль она играет в процессах на Уолл-стрит. Задуманное им новое дело было основано на сборе данных по ценным бумагам с возможностью сортировки и анализа, доступного для понимания «обычным людям, не математикам». Эти данные стали пользоваться большой популярностью среди непрофессиональных инвесторов. По мнению Блумберга, именно этой услуги людям мучительно не хватало. Похожие информационно-аналитические системы уже были у нескольких крупных страховых компаний, но, по словам Блумберга, «чтобы пользоваться ими, нужно было быть кандидатом наук».

Задуманный им терминал объединял базу данных стоимости ценных бумаг со сложной системой анализа данных. При этом был простым и понятным в использовании.

На рынке уже существовал терминал для отслеживания новостей и биржевой информации. Он был открыт в 1963 году информационным агентством Рейтер (Reuters). После падения спроса на классические новостные ленты агентство пересмотрело свою стратегию развития и обратило внимание на растущий рынок капитала. Фактически агентство впервые вышло за пределы своих прямых журналистских обязанностей. После валютной либерализации в 1971 году Рейтер вывело на рынок торгово-информационный терминал для обслуживания денежных рынков — программный комплекс Reuter Monitor, позволявший читателю следить за новостями в режиме реального времени и совершать сделки на рынке валюты.

Однако Блумберг решил предоставлять потребителям уже готовую, обработанную информацию с готовыми расчётами. Такого решения на рынке действительно ещё не было.

 

FACEBOOK ДЛЯ БАНКИРОВ

Блумберг долго искал встречи с начальником отдела фондовых рынков инвестиционного банка Merrill Lynch, которому хотел «продать» идею программного обеспечения для анализа. На встрече Блумберг сделал следующее предложение: он создаёт свою информационную систему быстрее, чем штатные сотрудники банка (ходили слухи, что они пытались разработать похожую систему), и банк вправе не оплачивать результат, если система не подойдёт. Банкиры согласились. В результате Блумбергу с командой пришлось изобретать программное обеспечение и собирать данные буквально на ходу, чтобы успеть представить опытный образец через 6 месяцев. Возможно, именно нехватка времени привела к тому, что Блумберг создал максимально простую систему, основываясь на логике здравого смысла и удобстве в использовании. Банк результат принял и стал не только первым крупнейшим клиентом Блумберга, но и акционером его компании Bloomberg L. P., выкупив 30% акций. С учётом того, что база данных терминала включала в себя ценовые и аналитические отчеты по облигациям Merrill Lynch, банкиры наложили пятилетний запрет на поставку терминалов другим компаниям. Фактически терминалы выполняли функции сервисной службы банка, в том числе и для обслуживания клиентов.

,

БЛУМБЕРГ СОЗДАЛ МАКСИМАЛЬНО ПРОСТУЮ СИСТЕМУ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА ЛОГИКЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА И УДОБСТВЕ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

,

В ходе работы Блумберг смог протестировать функцию, которая стала его важнейшим конкурентным преимуществом: возможность пользователям самостоятельно обновлять и добавлять базы данных в терминале. Спустя 20 лет этот принцип работы с контентом будет активно использоваться в социальных сетях.

К 1988 году количество терминалов в банках, инвестиционных и страховых компаниях, а также у инвестиционных консультантов перевалило за 5 тыс., включая 1500 по всей филиальной сети Merrill Lynch.

За счёт скорости доступа к необходимой информации Блумберг обыгрывал даже серьезных государственных игроков. Так, в 1987 году предприниматель смог убедить респектабельную деловую газету The Wall Street Journal и национальное информационное агентство США Associated Press, что он может поставлять ежедневные финансовые сводки эффективнее, чем государственный Федеральный резервный банк, просто потому, что его терминалы передают материалы в электронном виде, а ФРС — через курьера в распечатанном.

,

,

Терминалы агенства Блумберг

,

НОВОСТИ В ВИДЕ ЦИФР

Хотя изначально бизнес Блумберга не имел никакого отношения к журналистике и строился на предоставлении доступа к базам данных и инструментам для их анализа, терминал вскоре стали использовать в качестве электронной службы новостей по биржевым котировкам. Раньше эту функцию выполняла торговая электронная система для работы на бирже Телерейт (Telerate). Но диапазон возможностей у терминалов Блумберга был гораздо шире. Блумберг устанавливал их в СМИ бесплатно и получил возможность публиковать свою аналитику в таких авторитетных изданиях, как, например, New York Times.

Позднее Блумерг напишет в автобиографии, что его информационная система с самого начала представляла собой «портал новостей», только они были в виде цифр, графиков и таблиц.

А в текстовом виде новости в блумбергские терминалы поставляло упомянутое выше информационное агентство Доу Джонс (Dow Jones). Сотрудничество продолжалось до 1990 года, пока агентство не купило торговую систему Телерейт, после чего разорвало контракт в одностороннем порядке.

,

,

Майкл Блумберг

,

Эти события подтолкнули Блумберга к организации собственной новостной службы — знаменитой ныне «Блумберг Ньюз Сервис» (Bloomberg News Service). Из неё в итоге и выросло международное агентство финансовой и деловой информации Bloomberg news. Возглавил службу, а потом и агентство ведущий финансовый репортёр газеты The Wall Street Journal Мэтью Уинклер.

Всего за 10 лет агентство превратилось в самостоятельного медийного игрока, чьи новости публикуют ведущие американские газеты. Сегодня Bloomberg — один из крупнейших продавцов финансовых новостей для газет всего мира.

 

ОТ БАЗЫ ДАННЫХ — К БАЗАМ ЗНАНИЙ

Блумберг сумел создать не только средство получения информации, но и средство коммуникации. Все зарегистрированные в системе терминала пользователи могут общаться между собой. Причем эта опция появилась задолго до социальных сетей. Блумбергский терминал стал таким же культурным феноменом, как Facebook.

Визуализация данных через графики, схемы, таблицы, которая позволяла не читать текст, а автоматически конвертировать данные в удобную для пользователя форму, тоже во многом опередила время. Сегодня этот метод работы с информацией известен как «журналистика данных».

Еще один фактор успеха «блумбергского терминала» связан с тем, что цифровая и статистическая информация не устаревает так быстро, как новости традиционных информагенств. Архив статистических и других данных в информационной системе Bloomberg охватывает 30 лет. Кроме того, система постоянно обновляется, в том числе и за счёт информационных запросов пользователей. Специальная служба готовит по ним ответы, если какой‑либо информации или данных не нашлось в общих базах. Все эти ответы также доступны для всех.

,

ЦИФРОВАЯ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ УСТАРЕВАЕТ ТАК БЫСТРО, КАК НОВОСТИ

,

Сегодня медиаимперия Майкла Блумберга включает в себя все виды СМИ: информационное агентство, сайт, круглосуточный спутниковый канал, радиостанцию, журналы и книжное издательство. Однако именно терминал как площадка сбора и обработки информации остаётся самым любимым детищем, которое вдобавок кормит всю «медиасемью».

В мире насчитывается более 320 тыс. терминалов, которые установлены во всех крупнейших инвестиционных частных и государственных банках, финансовых учреждениях и бизнес-структурах. Именно они приносят компании до 95% её совокупного дохода.

,

Фото: shutterstock.com, cf.ppt-online.org, hwph.de, cdn.newsday.com