,
Ты закончил журфак РГГУ, работал на НТВ, сейчас занимаешься Youtube. Чем занимался после университета и что делаешь сейчас?
— После университета я продолжал заниматься тем же, чем занимался еще во время учебы, потому что начал работать на НТВ с 3-го курса. Трудился там восемь лет, и в октябре 2016 года я уволился и начал заниматься своим делом.
Наша компания «Видеобрингер» занимается производством рекламных роликов разных форматов. Сейчас мы еще создаем youtube-каналы под ключ.
На youtube лучше, чем на телевидении?
— Да, мне интереснее! Простор для творчества, просто «непаханное поле».
Что посоветуешь тем, кто хочет на ТВ?
— Я бы попросил бы их задуматься (особенно молодых), что будет лет через 5-10 с индустрией и как они себя в этом видят. На мой взгляд, сейчас перспективны и, самое главное, востребованы все-таки цифровые медиа, цифровая сфера. Мы в любом случае движемся в сторону цифры, и поэтому человек, обладающий диджитал навыками, точно сможет лучше реализовать себя.
,
всё-таки цифровые медиа
,
Все уйдут в цифру и коммерческие проекты. Тогда что будет с журналистикой?
— А журналистика отдельно от этого? Просто мир не стоит на месте, развивается, движется в сторону цифры, соответственно и журналистика, как часть нашего большого мира, тоже становится цифровой. Сейчас мы это видим в крупных структурах, на телеканалах, в медиа. Их просто жизнь заставляет. Потому что, если они не будут меняться, то умрут.
За последние годы потребление контента кардинально изменилось. Раньше человек покупал газеты или просто включал телевизор — это был его единственный способ получить новости, единственная точка входа в информациооное пространство. Сейчас этих точек очень много и они все в цифре: мобильный телефон, рабочий компьютер и прочее. Даже когда смотришь телевизор, рядом всегда есть мобильник, где ты листаешь ленту Facebook, например.
Журналистика не умрет — просто трансформируется в цифру?
— Кто-то говорит, что журналистика умрет? Когда появился телевизор, хоронили театр, кино, газету, радио. Youtube появился — телевизор умрет. Нет, он не умрет. Он займет свою нишу, будет трансформироваться и взаимодействовать с цифрой.
Кто для тебя образец в журналистике?
— Честно, я в какой-то момент выпал из информационного поля, и сейчас не слежу за тем, что происходит в журналистике. Я не какой-то там сноб, нет. Просто столько дел. Столько интересного происходит в мире маркетинга, в который я сейчас погрузился, в мире диджитала, цифровых технологий, блогеров.
Блогер может быть журналистом, если работает честно?
— В таком формате — да. У журналиста основная деятельность — это донесение до людей определенной информации. Где-то услышал что-то, проанализировал материал, упаковал и принес своей целевой аудитории. В этом плане блогеры отчасти журналисты.
Как телевизионным и печатным СМИ зарабатывать, когда они перейдут в цифру? Будет работать модель подписки?
— Я не специалист в монетизации контента для крупных изданий. Но мне кажется, что модель подписки абсолютно рабочая. На западе и у нас есть яркие примеры. Не знаю, насколько телеканал «Дождь» успешен в этом плане, но слышал от коллег, что они зарабатывают на этом. Есть аудитория, она не очень большая, но и сам канал относительно нишевый. Или, например, издание Republic (бывший Slon) тоже на подписной модели.
Как заработать на Youtube?
— Куча разных способов. Я сам не блогер, но вижу, как это происходит. Например, когда мы работаем с нашими клиентами, то обсуждаем несколько моделей. Во-первых, это монетизация со стороны Google или Youtube, но в России она не очень большая — на эти деньги блогер вряд ли проживет. Во-вторых, интеграция и рекламные истории.
,
,
Как стать хорошим блогером?
— Нужно выделяться. Или умереть. Только один выбор — блогер должен точно выделяться на фоне условных конкурентов. Это может быть какая-нибудь ниша косметики или тематика бизнеса — он чем-то должен удивлять зрителя. Особенно в конкурентной сфере, где уже достаточное количество неплохих блогеров. Там точно надо выделаться. Делать контент более интересным по формату или просто лучше по качеству.
Есть примеры начинающих блогеров? Истории, как вы продвинули какого-то блогера?
— Мы блогеров не «двигаем». Больше обслуживаем коммерческие интересы разных компаний. Могут быть и блогерские форматы: предоставляем некую площадку, где организация может общаться и взаимодействовать со своей аудиторией.
Подобные проекты создаются для того, чтобы увеличивалось присутствие бренда в жизни потребителя. Получается своеобразный канал коммуникации. Мы это называем видеомаркетингом. С приходом цифры, развитием Youtube, новых технологий — это один из главных трендов.
Где этому можно научиться?
— Нигде. Я сам с удивлением понял, что нигде этому не учат. Сам бы рад пойти поучиться видеомаркетингу, но нигде нет подобного курса. Есть статьи в интернете на эту тему, но там объясняют либо поверхностные вещи, которые и так очевидны специалисту, либо просто пишут какую-то ерунду.
В этом, кстати, лично для себя мы видим возможность. Кому-то может показаться, что в России индустрия Youtube и видеоконтента (не знаю, как точно охарактеризовать) — индустрия видео достигла каких-то высот. На самом деле — нет. Она только сейчас начинает развивается. Компании понимают, что аудитория у видеоиндустрии есть (значит, можно монетизировать) и что это действительно работает. И начинают вкладывать деньги.
В индустрии есть свободные места? Можно выйти с новым проектом и обойти популярных блогеров, например, Катю Клэп или Хованского?
— Да, места точно есть! Кто-то скажет, что «да там уже все занято…». Так можно оправдываться в любой сфере: там уже все занято, попилено, поделено, без вариантов. Тогда уже остается просто сложить руки.
Если сопоставить рынки России и США, то у нас, конечно, нет никакой конкуренции. Количество американских блогеров и количество контента, который ежедневно генерируется в штатах, не сравнимы с уровнем России. Поэтому сейчас возможность занять свою нишу на этом рынке точно есть у всех.
,
,
Но я не уверен, что компаниям нужно стремиться на Youtube, чтобы занять там какой-то уровень. Для них главная задача — создать новый канал коммуникации, который должен продавать, помогать общаться и взаимодействовать с клиентами (и чтобы он был дешевле, чем другие каналы). Youtube — это потенциально очень дешевый способ привлечения трафика.
На создание видео, его упаковку и продвижение тратится меньше, чем на контекстную рекламу?
— Контекстная реклама может съедать огромные бюджеты. Если делать канал, то в начале, конечно, требуются инвестиции для раскручивания. Но когда складывается лояльная аудитория, которая доверяет твоей площадке, начинаешь взаимодействовать с пользователями с помощью контента. Мы сейчас говорим о каком-то формате условного youtube-блога, через который можно аккуратно, косвенно продавать какой-то товар или услугу. Главное — ненавязчиво. Если навязчиво, то все — ты проиграл, никто не будет смотреть. Тут надо соблюдать грань, должно быть чувство меры.
В конечном итоге не нужно тратить огромные деньги на продвижение. У тебя уже сложилась аудитория, которая может конвертироваться в покупателей.
Ты бы советовал делать видео издателям газет и журналов, у которых есть сайты и соцсети?
— Сто процентов. Всем нужно делать видео. Это не потому, что мы занимаемся продажей видео. Для зарубежных медиа видео — огромный генератор трафика. Недавно был на одной конференции, где сказали, что в 2017 году 73% всего трафика в интернете сгенерировало видео — это фантастическая цифра.
Видеоконтент — это универсальный коммуникатор, понятный и простой для потребления. Не нужно никаких усилий, чтобы настроиться на интеллектуальную работу. Сейчас многие видео смотрят фоном, как раньше смотрели телевизор. Включают какого-нибудь Амирана Сардарова, дневник Хача или Вилсаком и готовят, например.
Как молодому специалисту начать заниматься видео?
— Я бы ребятам порекомендовал обратить внимание на диджитал, потому что это стойкий тренд. Если освоят навыки диджитала, будут успешными и востребованными.
Сейчас нужно просто понимать цифру. Что такое, например, CPI, RTB и прочее. Понимать метрики и статистику, потому что интернет-медиа ориентируется на степень вовлеченности. Это такой перфоманс-маркетинг. Получается честная история, поскольку есть возможность оценить, какой контент действительно востребован.
,
,
И честно для себя решить производить подобный контент или уйти в другую сферу.
— Ты имеешь в виду что, если человек написал…
Да, и издатель решил, что у него чего-то не пишется, а видео хорошо заходит…
— Я не был бы таким категоричным, если у человека с первого раза не получилось. Тем более бывают разные статьи. Может просто не та целевая аудитория.
Наверняка, есть проблемы с поиском людей?
Сейчас в нашей компании столкнулись с тем, что специалистов действительно мало. Нам нужны люди, которые бы помогали с продвижением, оптимизацией и прочими подобными штуками на Youtube. Мы не можем найти сотрудников, которые на 100% подходили бы под наши задачи, если честно. Чатично мы даже готовы их обучить по ходу работы. Нам бы хотелось. Но мы же не тренинговая компания.
Собираешься передавать свой опыт? Делать вебинары, например?
Мы думаем об этом. Скоро запустим свой блог на тему видеомаркетинга. Планируем проводить живые мероприятия, может какие-нибудь вебинары для предпринимателей, маркетологов или для людей, кому это просто интересно. Что бы люди лучше понимали этот инструмент и понимали его возможности, потому что они широченные. Я убежден, что будущее за видео.
Полную версию разговора смотрите в записи.
,
Медиагруппа «Журналист» совместно с Институтом массмедиа РГГУ проводит серию бесед «К чему идут медиа». Максим Корнев обсуждает с экспертами современную журналистику и что её ждет в ближайшем будущем. Цель — помочь студентам и молодым специалистам ориентироваться в медиасреде: кем работать, что изучать, какие навыки тренировать, что востребовано работодателем.
,