Безнадёжно прямая линия

В 15‑й раз Владимир Путин провел «Прямую линию» во всех телевизорах страны. 15‑й раз редким счастливчикам удалось выиграть в лотерею и решить свои проблемы. Президент сурово велел губернаторам прибыть на место преступлений, те сразу же приехали, наобещали с три короба. Государственные СМИ захлебнулись от счастья, либеральные СМИ вспотели от негодования. А президент начал предвыборную кампанию.

 

НЕМНОГО О ВАГОНЧИКАХ

Четыре часа шёл разговор в основном на темы социалки и ЖКХ. Ясно, что государственные медиа после «Прямой линии» подают всё под нужным соусом. Спущено сверху: вместо «потёмкинских деревень» нужно показать бараки. Впрочем, интересно, как и либеральные СМИ прошли мимо конкретных болевых точек страны. Оппозиционные издания увлеклись Навальным и анализом последнего столичного митинга. И все как‑то забыли, что в самой большой стране в мире люди до сих пор живут в вагончиках. Журналисты «Медузы» вели онлайн-трансляцию «Прямой линии» и не переставали удивляться:

В некоторых регионах России люди живут в вагончиках. В голове не укладывается.

Или:

Как‑то странно слушать про расселение пятиэтажек в Москве после того, что мы только что видели в Ижевске и Нягани.

В Нягани и Ижевске живут люди, которых одновременно презирает и власть (она про них не знает), и многие журналисты (они про них не знают). Ведь это часто избиратели Путина и «Единой России» — а такие люди, по мнению многих сотрудников СМИ, достойны только презрения. Власть и журналисты в этом смысле слились в крепких объятиях: СМИ так увлечены слежкой за элитой, что на жителей Ижевска остаётся лишь пара секунд. Это даже по реакции на «Прямую линию» заметно: дело режиссёра Кирилла Серебренникова интереснее для федеральных СМИ, чем история болезни жительницы Апатитов.

А пока вы там в своих бараках ждёте расселения, наши корабли бороздят просторы жилмассивов. 2% ветхого жилья, 13,5% за чертой бедности — и одновременно идут радостные картинки о строительстве стадиона в Калининграде и самого большого в мире ледокола. Журналист «Медузы» задаёт риторический вопрос:

Я не знаю, сколько миллиардов выделили на строительство стадиона, но вот мне интересно, что думают об этом люди в аварийном жилье. Том самом, которого 2% от жилого фонда.

В это же время организаторы «Прямой линии» запускают в эфир троллинг. «Когда вы уйдете в отставку?», «До свидания, В. В.», «Когда вы перестанете нарушать конституцию о двух президентских сроках?», «Бессменный наш!», «Хватит выкидывать деньги на армию». Елей вылился на душу оппозиционно настроенных граждан и СМИ.

Дмитрий Песков подтвердил, что Путин видел все эти вопросы и даже заверил, что их обязательно для него собирают в «отдельную папочку».

— Ваши слова «своих не сдаем» относятся к коррупционерам или нет?

— Я не считаю их «своими». «Газета.ру» оценила этот ответ и даже выбрала его для заголовка:

«Я не считаю казнокрадов “своими”». А в итоге коллеги вздохнули: никаких взрывных новостей не случилось. И заодно обратили внимание на то, что власть в результате совершила разворот от внешней повестки к внутренней. Заметно, что журналисты даже рады. А то ведь сплошная международная панорама.

 

«ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ТЕМ, ЧТО ВЫ ДЕДУШКА!»

Во время «Прямой линии» человек родился. Артём Сухарев показал своего сына на всю страну. Самые важные минуты за все четыре часа. Пока Путин с Порошенко Лермонтова делили, у людей сын родился. А у президента, оказывается, недавно внук родился. «Поздравляем вас с тем, что вы дедушка!», — искренне сказала ведущая и даже сама не поняла, как это значительно прозвучало. Особенно на фоне вопроса:

Не засиделись ли вы на троне?

Кажется, что даже команда «Прямой линии», специально, по инструкции, пускающая «неудобные вопросы» все четыре часа, пытается показать, что многие люди хотят перемен и новых лиц во власти. И тут же видно, что избиратели в регионах готовы избрать Путина на новый срок. И бараки тому не помеха.

,

ВЛАСТЬ КИВАЕТ И УКАЗЫВАЕТ, СМИ ОТРАБАТЫВАЮТ НОВОСТНОЙ ПОВОД, ЗРИТЕЛИ ПОНИМАЮТ, ЧТО СЕЙЧАС ЛИНИЯ ЗАКОНЧИТСЯ — И СНОВА МОЖНО БУДЕТ ТИХО КУШАТЬ БУЛКУ С КЕФИРОМ

,

Колумнист «Комсомольский правды» Дмитрий Смирнов порадовался, что в этом году «ми-ми-мишных детей с просьбами подарить щенка заменила девочка с четвертой стадией рака». Немного надо человеку для радости. «Комсомолка» подключила региональных корреспондентов и вышла с целым обзором в жанре «Прилетит вдруг волшебник» под бравым заголовком:

Как чиновники бросились исправлять ошибки после «Прямой линии» с Путиным.

Посыл понятен — все проблемы и беды из‑за региональных властей и только президент может их решить. Мусорный полигон в Балашихе планировали закрыть в 2021 году. После «Прямой линии» в Балашиху наведался губернатор Московской области. А потом, еще через пару недель, свалку закрыли. Мэр Балашихи написал заявление по собственному желанию. СМИ возликовали — как, однако, быстро исполняются поручения!

 

ВСЁ СПОКОЙНО

Вообще прямая линия заметно всех успокоила. За пятнадцать лет власть, СМИ и зрители, вовлечённые в процесс, приобрели очевидные признаки «стокгольмского синдрома»: все всё понимают и без слов. Власть кивает и указывает, СМИ отрабатывают новостной повод, зрители понимают, что сейчас линия закончится и снова можно будет тихо кушать булку с кефиром.

Можно не волноваться, не переживать, так и сидеть себе в вагончике. Или в ньюсруме, вяло перебирая новостные ленты. Могло ведь, не дай Бог, пойти и по‑другому. Могли быть озвучены какие‑то оглушительные новости, отдаться сокрушительные приказы, могли быть сделаны потрясающие по своей откровенности признания. Однако ничего не произошло, и все опять вздохнули с облегчением. Как когда‑то в СССР — после очередного съезда партии.

,

Фото: shutterstock.com