В июле в Чеченскую республику съехались молодые журналисты из разных регионов России и стран СНГ. Они обсудили современные тенденции в профессии и проблемы региональных медиа кавказского региона.
Почему в Чечне?
Город Грозный выбрали для медиашколы неслучайно. Среди российских регионов, пожалуй, именно вокруг Чечни существует один из самых негативных медиафонов: в СМИ поддерживаются стереотипы о чеченцах, культурных различиях между ними и другими народами России. К тому же люди все еще помнят о вооруженных конфликтах.
,
,
,
Подобное положение обострили расследования о преследованиях геев в республике. Свою позицию молодым журналистам пояснил Садо Месербиев, замминистра Чеченской республики по делам молодежи:
Я сторонний зритель, я не работаю в пресс-службе главы республики, но как житель Чечни я, конечно, наблюдаю за этими нападками и не понимаю, чего от нас вообще хотят? Определенные издания инкриминируют серьезные уголовные преступления нашему руководству. Если у них есть доказательства кроме ссылок на свои неназванные источники, то в первую очередь им следует подать их в компетентные органы, а потом уже своими публикациями заниматься; но если их цель создать «хайп» — то тогда, конечно, в первую очередь они публикуют неподтвержденную информацию, прикрываясь тем, что не хотят раскрывать источники. Все это они делают не ради справедливости, а ради своего рейтинга.
Похожего мнения придерживается Аднан Нагаев, председатель комитета по межпарламентским связям, национальной и информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями парламента Чеченской республики:
Идет информационная война, и я постоянно призываю своих коллег — не надо пытаться всем что-то доказать. У нас есть для этого региональные средства массовой информации.
Имидж региона
Представители чеченских изданий не согласны оставить нападки без ответа — они просят коллег помочь им поменять повестку дня.
Впрочем, проблема несовпадения регионального и федерального имиджей региона — это общее явление, отметил Игорь Павловский, заместитель главного редактора ИА Regnum:
Я до этого никогда не был в Чечне. Но когда был в Калининграде, то разговор с журналистами начался с того, почему мы так плохо пишем о калининградцах. С утверждений, что не все они сепаратисты, не все кругом немцы, что они хотят остаться в России. Это радует, что типично российский регион Чечня обращается к типичной российской теме, но со своей спецификой.
,
,
,
Зубайру Зубайруев, журналист и начальник управления администрации главы и правительства республики Дагестан по информационной политике, считает, что проблема в том, что региональные журналисты не умеют продвигать свои истории в федеральную повестку.
Работа современного журналиста сейчас такая, что полдня он пишет текст и полдня его продвигает. Ждать пока федеральные СМИ из каких-то соображений пожелают позитивно описывать Чечню или Дагестан — бессмысленно. Ерунду про нас, не сомневайтесь, напишут. Потому что они занимаются бизнесом. Эта тема очень болезненно воспринимается в регионах, но, мне кажется, регионы сами должны ее решать, ни на кого не злясь.
Журналистика в кризисе
Региональный медиарынок только формируется, и коммерческих изданий в нем нет: хотя юридически издания автономны, их учредители — органы республиканской власти. Подобное субсидирование СМИ имеет особенности.
,
,
,
Постепенно развивается блогерский сегмент, на первый план выходят соцсети, что беспокоит многих журналистов. Например, Мадина Хамидова, редактор ИА «Чеченская республика сегодня», пожаловалась на Instagram:
Чечня интересна в лице главы республики. У главы республики есть свой инстаграм, который отбирает наш хлеб, ведь все идут за новостями туда. Это действительно так. Он выдает все главные новости у себя в аккаунте, и для нас это большая проблема.
С другой стороны, сами журналисты не очень понимают, как им работать в условиях агрессивной конкуренции с социальными сетями:
Мы журналистов себе в агентство искали полгода. Через нас приходили люди, которые даже не понимают, чем отличается интернет СМИ от печатных изданий. Самое элементарное.
,
Организаторы медиашколы: информационное агенство Regnum, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и министерство Чеченской республики по делам молодежи.
,