,
Елизавета Дмитриева несколько лет назад окончила журфак МГУ и переехала из России в Бельгию работать фотографом-фрилансером. Теперь девушка снимает для двух главных конкурентов — газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости». Она работала на месте трагедии во время брюссельских терактов в марте 2016 года, часто делает репортажи на политическую тему и занимается собственными проектами на фрилансе.
Почему вы выбрали Брюссель для работы и жизни?
— Есть такая шутка среди эмигрантов, что Брюссель любят потому, что рядом Париж, Лондон, Амстердам и другие столицы. Здесь приятно глазу (не стоят хрущевки в самых неожиданных местах, как в Москве, например) и дышится легко (воздух очень чистый). Если серьезно, то Брюссель — это как идеальная фотография информагентства. Здесь сконцентрированы смыслы со всей Европы, можно встретить невероятных людей из любой точки планеты с чрезвычайно интересными историями. Поэтому для фотографа Брюссель — это любопытное место. Пару лет здесь стоит пожить каждому.
Сложно ли иностранному фотографу выдерживать конкуренцию с местными?
— Нет, наоборот, если фотограф, работает не в той стране, где он родился, то его взгляд часто будет выхватывать что-то менее очевидное и скрытое для притертого глаза местного жителя. Важно только говорить с людьми на их родном языке и понимать их — это необходимость. Во всем остальном у иностранных фотографов есть некое любопытство ко всему новому, что для местных давно потеряло всякий интерес.
,
,
,
Много ли возможностей в Брюсселе для профессионального развития как фотографа?
— Полно. Здесь приходится быть «скульптором» — отсекать ненужные возможности и оставлять только необходимое. Это средоточие интересных историй, людей, организаций, это мультифруктовый сок — подойдет для людей с абсолютно разными вкусами.
Вы делаете фоторепортажи на политическую тему. Как вы ловите моменты? Как поймать эмоции политика?
— Мне не очень интересно ловить выражения лиц говорящих людей (выражения и эмоции, особенно у политиков, — это «две большие разницы»): такие снимки нужны только для газетных публикаций. Если что-то и надо ловить, то интереснее ловить ситуации, включающие в себя игру света, иллюзий, отражений, наделяющие реальность дополнительными противоречивыми смыслами — и вот это делать действительно захватывающе! Это, по большому счету, похоже на работу политиков или дипломатов — донести главную мысль между строк. Снимая политиков, я как бы использую их же приемы для моих фотографий. Фото — это мостик между искусством и журналистикой.
,
,
,
Что вас вдохновляет в фотографии больше всего и почему вы сосредоточились именно на этом способе передачи информации?
— Фотожурналистика для меня — это уникальное средство выражения, она как мостик, соединяющий субъективное искусство и объективную журналистику. Мне интересно быть журналистом: честно и непредвзято расследовать проблемы общества, рассказывать истории людей, мне интересна социология. Но в то же время, я ощущаю в себе потребность выражать свои чувства и эмоции, свои мысли по поводу происходящего, и делать это с определенной долей эстетики.
Это может удовлетворить только фотожурналистика. Возможности камеры никак не ограничены — увиденное воздействует на чувства зрителя, может как бы встряхнуть, разбудить его.
Вы сотрудничаете с российскими газетами «Ведомости» и «Коммерсантъ». Имеет ли значение в данном случае тот факт, что это два главных конкурента в своей отрасли?
— Да, это и правда так, но если ничего ни от кого не скрывать и не переходить этические границы, то не будет никаких проблем. Лучше всего делать разные съемки разных событий для разных СМИ. К тому же в фотожурналистике не так важно, какие отношения между СМИ, важно, какие отношения между фотографами и их фотографиями — это отдельный мир для меня, там конкуренция работает по своим законам.
,
,
,
Может ли фотография объективно представить событие или человека или она всегда субъективна? Стремитесь ли вы выразить свое отношение к герою фотографии на снимке? Каким вам важно показать героя?
— Мне кажется, в жизни нет ничего объективного, даже цифры без сравнения не будут иметь объективного значения. Да, я пытаюсь сначала узнать как можно больше фактов о героях или событиях, которые буду снимать, а потом снимаю чувствами, держа в голове факты. Настоящим — это значить одновременно таким, каким он видит себя, и таким, какой он кажется со стороны.
Часто говорят, что сегодня порой важнее упаковка, нежели содержание. Работает ли эта фраза в области фотографии? Как современный фотограф должен презентовать себя, чтобы быть востребованным?
— Думаю, что до определенного уровня мастерства упаковка может иметь значение, но если человек хочет достичь высот профессии, то там уже роль играет только содержание — там люди уже не купятся на красивый сайт или список клиентов. Мне интересно стремиться именно к этому уровню.
,
,
,
Я верю в то, что фотографам повезло — нам можно не очень плотно заниматься самопрезентацией, достаточно просто выложить снимки на стол или повесить их на стену и подождать реакции.
Какие современные инструменты вы используете в работе?
— Я минималист в этом смысле — у меня есть только Photoshop, иногда я делаю инфографику в онлайн редакторах, я пользуюсь Instagram (больше для себя, чем для работы). Я пытаюсь снять или написать так, чтобы почти не требовалось никакой обработки. Это все то же стремление к концентрации.
Как часто вы участвуете в проектах на фрилансе?
— Я пока только фрилансом и живу. И это не только проекты — я снимаю события, посылаю в газеты снимки, договариваюсь о текстовых материалах и отправляю их… Это такая текучая повседневная жизнь, где инициатива исходит всегда от тебя — мне кажется, это прекрасно! Не нужно ничего выбирать и идти на компромиссы — делаешь то, что именно тебе пришло в голову, а не кому-то другому. Я думаю, что так жить — очень полезно для саморазвития. Единственная сложность — самодисциплина.
Какую задачу вы ставите перед собой, отправляясь на очередное задание?
— Как говорят мне в редакциях, если в одной фотографии запечатлеть все аспекты происходящего, то она идет прямиком на первую полосу. Так что моя задача — концентрировать смыслы визуальными средствами.
,
,
,
А как вы находите и выбираете тех, с кем будете сотрудничать? Какие сервисы / онлайн и офлайн возможности для этого используете?
— Социальные сети (Facebook, Linkedin, Instagram), профессиональные соцсети, как HackPack. Кроме того, нужно быть на виду — знакомиться с людьми, ходить на конференции, лекции, события, на любые собрания большого количества людей, работающих в смежных сферах. В Брюсселе это особенно развито — здесь невероятное количество коктейлей, ужинов, событий, организованных под разными предлогами с единственной целью — дать возможность людям встретить новых людей, которые могут оказаться полезными.
Как вы считаете, какую роль соцсети играют сегодня в сфере информации? Чувствуете ли вы снижение потребности СМИ в профессиональных фотографах?
— В наше время СМИ — далеко не главный способ посмотреть на разорванные тела с мест трагедий: все интересующиеся первым делом проверят Twitter, Instagram и другие соцсети. Но СМИ отведена более глубокая роль: не только рассказать о случившемся, но и ответить на главный вопрос: что делать дальше? Садиться ли людям в метро или в автобус после взрывов в метро или не выходить из дома.
,
,
,
Каким своим проектом или проделанной работой вы гордитесь? А какой проект мечтаете осуществить?
— Я не горжусь, но мне интересно думать о том, что я в 18 лет на втором курсе университета вдруг пошла и стала снимать дома престарелых — мне этот проект («Униженные временем») кажется точкой взросления. В процессе работы над ним, вероятно, я поняла, что в фотографии чувства стоят на одной ступени с мыслями. Без сочувствия к старикам, брошенным и одиноким, я бы никогда не сняла ничего стоящего. Это был мой первый урок в фотографии.
Я очень хочу сделать мультимедийный проект, включающий в себя разные визуальные средства, перемешанные и позволяющие добиться чего-то нового, отличного от фотоистории.
,
Материал предоставлен HackPack.press — глобальным сервисом, помогающим изданиям и компаниям находить и нанимать корреспондентов, фотографов и видеографов. Участниками сообщества стали более 7,5 тысяч специалистов медиа в 140 странах. Проект сотрудничает с Al Jazeera, BBC, Meduza, «Коммерсант FM» и другими СМИ.
,
,