Встреча с Романом Доброхотовым, расследователем и шеф-редактором издания «The Insider», прошла в московском музее Сахарова 10 августа. Организаторы — платформа HackPack.press и Клуб Журналиста, при поддержке MediaToolbox.
Что такое «The Insider»
Это небольшое интернет-издание с распределенной редакций: 10 штатных сотрудников и чуть более десятка фрилансеров. Также вокруг сайта развивается сообщество расследователей и просто неравнодушных граждан. Редакция публикует новости и не менее двух расследований в неделю.
В среднем за месяц получается 1,5 млн уникальных пользователей и около 2 млн кликов на материалы. Больше половины трафика — из Facebook и Twitter. Из отечественных ВКонтакте и Одноклассников — меньше. Издание стремится строить вокруг аккаунтов в соцсетях живые сообщества.
Роман отметил, что соцсети позволяют быстро и почти бесплатно распространять сообщения:
Не надо тратить больше 1000 рублей на продвижение. Если контент хорош сам по себе — этого импульса хватит для вирусного распространения. Если контент «не зашел» — увеличением суммы и деньгами в принципе уже не помочь.
Удивительно, но Яндекс Дзен дает иногда до 50% кликов на материалы.
Сообщество расследователей
Расследователи всегда готовы общаться. Сейчас организовалась общая сеть, куда входят люди и ресурсы, занимающиеся полезным общественным дело. Поэтому журналисты в подобной сфере считают себя партнерами ФБК, OCCRP, Transparency International, Conflict Intelligence Team, Belling Cat и других организаций и сообществ.
Тема для расследования
Если что-то делать, то всегда найдутся темы с высокой добавочной стоимостью — «везёт тому, кто везёт». Важно держать руку на пульсе, чтобы люди знали, что вам можно предложить тему.
Часто историй для расследований и доступных материалов для работы даже больше, чем издание может обрабатывать. Не хватает квалифицированных сотрудников. Так что в сфере расследований работы хватит на всех.
Типы расследовательских статей
Роман из личного опыта рассказал о классификацию расследований:
• Классические расследования
Работа с источниками, документами и живыми людьми. Нельзя брезговать никакими источниками, даже дезифнормацией: понимая мотивы источника и характер дезинформации («дезы»), можно понять, как работает система отношений, кто с кем враждует. Легче, когда есть пострадавшая сторона и она готова поделиться документами и свидетельствами.
• Киберраследования
Расследования на основе взломов или информации из открытых источников. Сегодня нередко хакеры и заинтересованные в «сливах» бизнесмены и политики выкладывают подобные материалы, а также сообщения из разных переписок. Все это стоит анализировать журналистам. Но надо быть очень осторожным и придирчивым — не являются ли данные той самой «дезой»?
• Погружение в среду
Журналист становится частью сообщества, которое исследует. Это граничит с гонзо-журналистикой (когда журналист сам участвует в событиях). Здесь существуют этические проблемы: не искажает ли журналист факт и не привносит ли свои личные оценки?
• Исповедь
Участник событий рассказывает свою версию от первого лица. Чаще всего, это эмоциональные, драматические события, «крик души». Жанр не претендует на объективность, это эмоциональный взгляд. Важна личная оценка, которая позволяет увидеть мир и события глазами участника. Получается нечто среднее между публицистикой, репортажем и расследованием. И снова нужно быть осторожным и заниматься фактчекингом.
СНОВА О ДЕНЬГАХ
Подобный вопрос самый сложный в расследованиях. Как правило, работа долгая и кропотливая, требует много ресурсов: оплата работы журналиста и источников, поездки, побочные затраты. Фигуранты расследований часто предлагают деньги за снятие материала. Или наоборот — на вас выходят с предложениями. Это соблазны, с которыми нужно бороться. Поскольку основной ваш актив — репутация и доверие аудитории.
,
,
Из плюсов: в регионах немало хороших расследователей, которые за условные 15 тысяч рублей могут сделать глубокий и серьезный материал.
У расследовательских изданий все-таки есть перспективы самоокупаемости. После преодоления 3-5 млн просмотров в месяц поступают предложения от рекламодателей. Оплата за показ банкетной рекламы растет пропорционально объему аудитории. И аудитория, как правило, взрослая, думающая, успешная, среди которой немало лидеров мнений, бизнесменов, чиновников, политиков.
Также помогают гранты, краудфандинг и пожертвования от аудиториии («донаты»).
Однако издание «The Insider» принципиально не ставит пейволл, потому что редакция не хочет закрывать общественно значимую информацию от людей, а также не размещает наивную рекламу, поскольку это бросает тень на независимость.
,
,
,
Советы для расследователей
,
,
Часто сам источник интереснее информации, которую он может дать
Например, журналисты «The Insider» делали откровенное интервью с представителем японского мафиозного клана Якудза, который в 90-х вёл дела в Санкт-Петербурге. Сам факт подобного интервью — уже событие.
,
,
Даже интервью требуют фактчекинга
В интервью сообщаются имена и факты, которые просто необходимо проверять.
Много проходимцев, которые придумывают истории в духе Чичикова. Нужно смотреть предысторию высказываний человека, понять, действительно ли он инсайдер и свидетель важных событий. Если свидетельства сходятся от разных источников, значит вы на верном пути.
,
,
Находите непубличных людей
Публичные люди уже рассказали всё интересное не вам. Но высока верояность дезинформации и надо проверять высказывания ещё тщательнее.
Помните, что вы несёте ответственность не только по закону, но и отвечаете своей репутацией.
,
,
Пишите понятно и цепко
Пишите простым языком. Все сложные вещи можно объяснить доступно. Если не получается, значит вы или сами не разобрались сами или у вас проблема с подачей материала.
Находите интересные и яркие детали, зацепки, удивительные факты. Это может стать мемом, который поможет продвижению расследования (вспомните резиновую уточку у Навального).
,
,
Аудитории нужны «пруфы»
В расследованиях важно не столько количество аудитории, сколько её качество.
У каждого расследования — две аудитории. Одни просто прочитают и поделятся, а другие — полезут перепроверять ваши факты. Всегда найдется от одного до нескольких десятков человек, которые в состоянии перепроверить.
Если работаете на расследованиями — делайте так, чтобы было достаточно вводных, которые можно перепроверить, чтобы логика и выводы были чисты и очевидны. Особенно это важно, если у вас нет доверия аудитории и сильного бренда издания. За счет полной прозрачности расследования получается больше доверия.
,
,
Следите за безопасностью
Нужно быть очень внимательным в интернете: вас всегда хотят взломать (причем не только вас, но и ваших родственников тоже).
Во время расследования ваши фигуранты должны знать, что материал выйдет при любых обстоятельствах. Тогда у людей возникает больше мотивов сотрудничать с вами или хотя бы не пытаться вас купить и физически угрожать.
,