Жанна Чикризова: «Хотите денег — идите в торговлю, у нас — миссия»

Чтобы успешно работать в современных рыночных условиях частному региональному изданию недостаточно уметь зарабатывать и не отставать от технологических трендов. Главное — команда, для которой газета стала образом жизни. В этом убеждена директор издательства «Пульс» и главный редактор информационного комплекса «Пульс — Северное Приморье» Жанна Чикризова.

 

,

,

— Что происходит на газетном рынке в Приморье?

В последние два десятилетия жизнь меняется: массовая компьютеризация, мобильная связь, внедрение полноцветной полиграфии. Кто не успевает перестраиваться, выбывает из игры. Многие из газет, которые появились в Приморье в начале нулевых, закрылись. Причины разные — финансовые, кадровые. В некоторых случаях сказалось отсутствие знаний отрасли. Все думали, что выпускать газеты и зарабатывать на них — легко, но мало кто знал, что это конвейерный, даже каторжный труд. Сейчас газет в крае осталось около 400, часть из них выходит нерегулярно. Но есть примеры и очень удачные, к подобным я отношу и наше издание.

 

— Как вы добились успеха в своем регионе?

— Удалось перестроиться под новые требования. Мы первыми на нашей территории вышли в полноцвете, что сразу привлекло рекламодателей и читателей. Также первыми применили принцип собственной доставки. В день выхода еженедельника четыре машины везут газету по краю — 40% тиража реализуем в розницу: у нас около 500 точек в киосках и магазинах. 50% распространяется по подписке через Почту России, и еще 10% — по  редакционной подписке. Логистика сложная, большие накладные расходы, но в своё время нам удалось поднять тираж с 9 до 13 тысяч и долго удерживать его. К сожалению, в последнее время, показатели падают. Сейчас тираж нашей базовой газеты составляет 7 тысяч экземпляров (это хороший показатель по краю). У муниципальных изданий тиражи скатились до одной-двух тысяч, а кое-где и до 500 экземпляров. Причин много: развитие интернета, уход молодёжи в соцсети. Помимо этого есть демографическая проблема — резкая естественная убыль населения, переезд жителей в другие, более благополучные регионы.

,

Главное — команда, которая любит свою профессию. Все готовы работать столько, сколько нужно, а не с 9 до 17

,

Нам не удалось сохранить местное телевидение. Десять лет мы над ним работали совместно с телередакциями, делали хорошие программы, побеждали в конкурсах. Но ТВ сегодня — дорогое удовольствие. К тому же обязателен переход на «цифру» — аналоговое телевидение по закону скоро отменят.

,

,

Съёмки на местном телевидении. 2013 год

,

Но мы стараемся использовать все современные технические возможности. Например, предложили читателям давать объявления с помощью платного sms-сервиса. Подобным образом смогли полностью отказаться от бесплатных объявлений. Сделали промо-сайт, продавали pdf-версию газеты. Ещё поняли, что нужно постоянно учиться. Стали подписываться на профессиональные журналы, посещать тренинги, выезжать на семинары и форумы. Каждый год я стараюсь одного-двух сотрудников отравлять на фестивали «Вся Россия» в Сочи, «Моя провинция» в Кострому, на форум «Качественная пресса России и перспективы её развития» («Золотой фонд прессы») в Москву. Да, это дорого. Но знания и опыт других изданий, которые они привозят, кураж, от которого хочется работать и работать, того стоят.

 

— На чем держится издательство «Пульс»?

— Это кадры, основные средства и репутация. Главное — команда, которая любит свою профессию. Это бессменный главный редактор газеты «Пульс — Северное Приморье» Ирина Гладких, профессионал и уважаемый человек в районе. Её уже 10 лет избирают депутатом Думы Кавалеровского района. Это и корреспондент Марина Зимирева, и главный бухгалтер Жанна Сергеева, у которой «ни рубля мимо кассы не проскочит», и скрупулезный менеджер по объявлениям и рекламе Марина Скороходова, и суперответственный водитель-экспедитор Николай Числов, и другие. Важно, что все готовы работать столько, сколько нужно, а не с 9 до 17.

,

Хотите денег — идите в торговлю, а у нас — Миссия! Газета для журналиста — образ жизни

,

— Что вы цените в журналисте больше всего?

— Отсутствие меркантильности. Да, я тоже люблю, когда есть деньги и их на многое хватает. Но всегда говорю сотрудникам, особенно молодым: хотите денег — идите в торговлю, а у нас — Миссия! Газета для журналиста — образ жизни. Газете, бывает, приходится и отказываться от денег, чтобы сохранить принципы редакции. Деньги всё-таки пахнут.

 

— Как зарабатывает ваше издательство?

— У нас четыре учредителя, и я в их числе. Причём опыт журналисткой работы есть только у меня, остальные — серьёзные предприниматели. Вначале учредители вложили собственные средства, выкупили помещение, газету, как бренд «Северное Приморье», приобрели новые компьютеры, на первый юбилей нам подарили легковой японский автомобиль. Дальше живем только на собственные заработанные средства — это принцип. Ни рубля нам больше не дали, да мы и не просили, но, надо отдать должное моим друзьям-учредителям, они ни разу не потребовали прибыли. Вся прибыль предприятия идёт на его развитие и премирование сотрудников. Они понимают, что газета небольшого по населению региона — это не средство для заработка. Для них это средство поддержки бизнеса, рекламы, их идей и акций, поскольку двое из них — депутаты, общественные деятели. Поначалу они помогали даже развозить газеты — давали свой транспорт. 

,

,

Корреспонденты «Северного Приморья» Ирина Малахова и Марина Зимирева на деловом форуме СМИ «Качественная пресса России и перспективы её развития». Москва, 2017 год

,

Чтобы заработать для издания больше, мы открыли собственное небольшое турагентство и печатный салон, в котором можно сделать визитки, ксерокопию и прочее. От власти мы не получаем денег. Но когда есть возможность, заключаем с ней контракты, участвуем в тендерах, конкурсах на освещение каких-либо тем, о которых власть хочет и должна рассказать жителям, на освещение работы депутатов, на издание спецвыпусков. Например, совместно с администрацией города Арсеньев мы сделали несколько проектов — выпуск тематических газет под слоганом «Приезжайте к нам в Арсеньев» (о туризме), «Приезжайте к нам учиться» (о высшем образовании в городе). Но при этом у нас остается возможность для независимой критики и высказывания собственного мнения в своём издании.

,

— Чем, по вашему мнению, государство может помочь независимым СМИ?

— Главное, чтобы государство не мешало выполнять прессе свою миссию — освещать события. Чтобы власть тоже исполняла Закон о СМИ. Многие местные чиновники о нём вообще не знают. Бывают случаи, когда власть не реагирует на журналистские запросы, по принципу «собака лает — караван идёт». Не желает давать комментарии по нелицеприятным событиям. Не будешь же подавать постоянно заявления в суд о нарушении закона — времени судиться не хватит. 

 

,

,

— Какие самые главные проекты издательства?

— Их было так много! Например, «Возрождение аэроклуба»: в 2006 году всей редакцией прыгали с парашютом и выпустили фоторепортажи в поддержку этого вида спорта. Мы стали информационными партнёрами краевого фестиваля мёда, много писали про развитие пчеловодства, сохранение липы в тайге. Сшили жёлтые медовые шарфики, нарядили в газеты наших сотрудников, с ними все фотографировались. В рамках проекта «Власть — Общество — СМИ» в редакции организовали бесплатный юридический консультационный пункт, он работал в течение года для малообеспеченных и пожилых людей. Каждый год проводим акцию «Счастливая подписка» — это лотерея, в которой автоматически участвуют все подписавшиеся на газету. Сейчас главный проект, в котором мы участвуем — это Дальневосточный Медиасаммит на острове Русский.

 

— Как держите связь со своей аудиторией?

 — Письма, телефон, сайт, WhatsApp, соцсети, прием посетителей, встречи с читателями. Мы открыты, любой  может к нам обратиться. И вопросов задают много — это говорит о доверии людей к местной прессе.

,

,

«Пульс — Северное Приморье» на фестивале «Анучино — медовое раздолье». Справа — Елена Аношина, дизайнер и внештатный фотограф газеты

,

— Расскажите о Клубе главных редакторов Приморского края, заместителем председателя которого вы являетесь. Чем он полезен журналистам и издателям?

— Клубу главных редакторов всего три года. Идея создания принадлежит председателю Приморского отделения СЖР Виктору Суханову, так же, как и идея проведения во Владивостоке Дальневосточного Медиасаммита. Главная задача — учёба, поскольку многие журналисты не имеют возможности выезжать за пределы Дальнего Востока. Перед сотрудниками изданий выступают юристы, специалисты Роскомнадзора, редакторы делятся друг с другом опытом работы, например, о продвижении СМИ в интернете. В Клубе создано профессиональное сообщество редакторов, которое помогает решать наши общие вопросы, и уже заявило о себе — мы вызывали руководителя краевой Почты и довольно жёстко с ним говорили по поводу недостаточной работы в подписке.

Заседания Клуба проходят в разных городах и районах края — это возможность узнать собственный край, многие почти не ездят по «чужим» территориям. Мне запомнилось, например, путешествие всем Клубом в Ханкайский район, я не была там со времен моего студенческого стройотряда. Кроме лекций, нас обязательно вывозят на предприятия: в Арсеньеве была экскурсия на вертолётный завод, в Артёме показали новый аэропорт, а в Уссурийске организовали встречу с лётчиком-космонавтом Владимиром Джанибековым.

 

— Как вы думаете, есть ли перспективы у печатных СМИ?

— Думаю, да. Интернет пока не захватил полностью наши умы. Да и сам интернет на окраинах страны ещё очень слабый. Но какой будет печатная пресса в будущем — трудно сказать. Недавно, например, прошла информация, что в Японии изобретена электронная бумага — для тех, кто любит читать не с экрана ноутбука или гаджета. Подключит человек лист, скачает свежий номер газеты, передаст другому… Главное, что журналистика будет всегда.

,

Заходное фото: Приморский край / shutterstock.com

,

Фото: из архива редакции газеты «Пульс – Северное Приморье»