Домохозяйки покупают видеокарты, чтобы майнить биткойны (т. е. за вознаграждение в виде криптовалюты предоставляют свои компьютерные мощности для т. н. всеобщей «распределительной платформы». — ЖУРНАЛИСТ). Даже далёкие от интернет-технологий люди заинтересовались криптовалютами за счёт безумного роста курса (на момент сдачи выпуска №9 2017 года стоимость 1 биткойна составляет 255 971 рубль. — ЖУРНАЛИСТ). В погоне за «длинным койном» многие упускают из виду главное: технология «блокчейн», на которой работают биткойны, может быть использована во многих других сферах и изменит их навсегда. Например, журналистику.
Для начала — необходимый терминологический минимум. Blockchain переводится дословно как «цепочка блоков». Блоки могут содержать самую разную информацию, но их ключевое свойство — старый блок нельзя изменить или удалить, блокчейн помнит всё.
В случае с биткойном блокчейн используется как единое децентрализованное хранилище всех транзакций, происходящих с криптовалютой. Именно из‑за блокчейна криптовалюты не нуждаются в единой управляющей структуре — транзакции подтверждаются самими участниками. Процесс формирования и соединения блоков также обеспечивают участники сети, за что получают комиссии — это и есть майнинг.
Чем же блокчейн может привлечь журналистов (помимо неисчерпаемого потока тем)? Двумя вещами: новой моделью монетизации и новым способом работы с сообществом. Собственно, оба стартапа, появившиеся летом 2017 года, используют именно эти свойства.
CIVIL: СПАСТИ ЖУРНАЛИСТИКУ
Слоган Civil «журналистика, которая обеспечивает себя сама». Да, к сожалению, в нашем мире это редкость: слишком много контента, слишком большая конкуренция, слишком много кусков пирога откушено другими, немедийными, компаниями.
В своем манифесте создатели Civil перечисляют основные текущие проблемы журналистики, к которым она пришла из‑за финансовых передряг:
• уменьшение освещения по‑настоящему важных тем (сокращение количества местных газет);
• экономика внимания (гонка за трафиком и полная зависимость от Google и Facebook);
• утрата доверия к СМИ (расцвет фейковых новостей и отсутствие медиаграмотности).
Авторы проекта делают оговорку, что даже в этих условиях люди снова стали платить за качественную журналистику. В пример приводятся пейволлы The New York Times и The Wall Street Journal.
Но этого недостаточно, считают создатели Civil. Для СМИ необходима модель интернет-заработка, которая напрямую поддержит основное назначение журналистики — «предоставлять гражданам информацию, которая им нужна для свободного и самоуправляемого общества».
,
,
Решение состоит из трёх частей:
1 МАРКЕТПЛЕЙСЫ (РЫНКИ)
Самыми успешными технологическими компаниями создатели Civil считают те, что мгновенно связывали покупателей и поставщиков: eBay, Amazon, AirBnb. Успех таких систем — в улучшении качества услуг с ростом количества пользователей. Ведь вместе с ним появляется больше рейтингов и других данных, чтобы предоставлять качественный сервис по доступной цене.
Civil тоже будет основан на рынках, но им предстоит решить ещё одну проблему. В отличие от физических товаров и услуг, создать фейковый контент можно дёшево или бесплатно. Поэтому такой рынок должен быть одновременно открытым и защищённым от мошенничества.
2 УПРАВЛЕНИЕ
Прекрасные продукты в сети получаются у децентрализованных систем, использующих силу своих пользователей, вроде Wikipedia, операционной системы Linux и вообще всего открытого программного обеспечения, уверены авторы проекта. Такие результаты получаются благодаря тому, что их участники мотивированы своей страстью, независимостью и желанием принести благо обществу.
Однако, чтобы создать правильную мотивацию и направить участников сообщества на правильный путь, необходимо честное, гибкое и открытое управление, которое и намеревается обеспечить Civil.
3 БЛОКЧЕЙН
Суть бизнес-модели криптовалют, пишут авторы Civil, — это поощрение желательных действий и наказание за нежелательные. Причем оба этих процесса проходят децентрализованно, под управлением сообщества. Именно такую модель они хотят применить и для собственного стартапа. «Наша модель будет продвигать и поощрять оригинальность и точность и в то же время даст журналистам возможность стабильно зарабатывать на освещении тех тем, которые им нравятся. И всё это — без рекламной монетизации», — пишут авторы Civil в манифесте.
,
,
,
Основой экономики стартапа станут специальные токены Civil (CVL). Фактически это ещё одна криптовалюта, которой предполагается расплачиваться за качественную журналистику. И зарабатывать — путем проверки фактов и создания полезных материалов.
Картина рисуется радужная: распределенная сеть виртуальных самоуправляемых мини-киосков с контентом, в которых все получают деньги за создание и верификацию новостей. Каждый может писать или поддерживать своими токенами то, что кажется ему важным, а вредительская деятельность, вроде троллинга, дезинформации и раздувания экстремистских идей, становится экономически невыгодной.
Civil планирует выпустить первые токены в течение нескольких месяцев, а пока компания объявила набор журналистов, готовых испытать на себе дивный новый мир криптоэкономики.
Впрочем, в материале института Poynter медианалитик Кен Доктор раскритиковал стартап за чересчур сложную структуру и нежелание замечать очевидные вещи. Он считает, что подписная модель в интернете работает и так, институциональные медиа на неё перешли, а люди неохотно будут подключаться к совершенно новому источнику информации.
DECENTRALIZED NEWS NETWORK: НОВАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Если Civil хочет создать новую экономику в первую очередь для действующих профессиональных журналистов, то DNN Media делает особый упор на развитие политической гражданской журналистики, где требуется специальный фактчекинг.
Как утверждают сами создатели DNN Media, «гражданская журналистика — это мощный способ агрегации новостей, но только если у неё есть система сдержек и противовесов, которая может обеспечить подтверждение информации для читателя». Это не цензура, а залог доверия и легитимности, который достигается за счёт согласия внутри сообщества.
В качестве доказательства своей точки зрения DNN приводят публикации организации WikiLeaks, чьи сотрудники, не погружаясь в контекст, вырывали и публиковали отрывки из частных документов и переписки,
чтобы подсветить определённую интерпретацию событий.
New York Magazine в октябре прошлого года раскритиковал гражданскую журналистику, включая WikiLeaks, заявив, что из всего массива опубликованных организацией материалов лишь 5% представляли собой «внятные комментарии, основанные на компетенциях, знаниях и добросовестности».
«У нас просто не получится никакого внятного диалога о чём бы то ни было, пока очень громкое и очень вовлечённое меньшинство будет реагировать на полную чушь», — печально констатировал автор журнала.
,
,
В общем, проблемы, с которыми собирается бороться DNN, всё те же: отсутствие доверия к новостям и гонка за «кликами». Минус — экономическая помощь традиционным журналистам.
В фокусе внимания DNN — политические новости. Предполагается, что все проверенные материалы будут публиковаться здесь же, внутри системы. Автором может стать любой участник — как журналист-фрилансер, так и блогер, и просто очевидец. Программа-максимум: создать самую достоверную и демократическую альтернативу традиционным общественно-политическим медиа.
DNN проверяет каждый материал с помощью семи случайно выбранных, независимых участников сообщества. Заметки проверяются по трём критериям:
1 Достоверность фактов;
2 Отсутствие информации, не подтверждённой источниками;
3 Отсутствие искажений в цитировании источников.
Как и Civil, DNN выпустит собственные токены для внутренней экономики. Система будет работать на основе блокчейна Ethereum — компания Виталика Бутерина не только поддерживает вторую в мире по популярности криптовалюту, но и предоставляет свою платформу другим стартапам.
Никакой рекламы, спонсорских контрактов и прочего: как и у Civil, виртуальные монеты будут начисляться за активное участие в жизни сообщества, а именно — создание и проверку контента.
Сами проверенные факты также планируется хранить в виде блокчейна — так их можно будет уберечь от подтасовки или удаления из сети заинтересованными лицами.
***
Отличие систем вроде Civil и DNN от традиционных блог-платформ или агрегаторов — в отсутствии единого управленческого блока и саморегулировании. По сути, это набор правил и механик, которые вбрасываются в сообщество и дают ему определенную мотивацию и вектор действия.
Меняется также и модель монетизации. Пока непонятно, чем и как будет обеспечен выпуск новых токенов. Но посредников при финансовом взаимодействии создателей контента и его потребителей точно будет меньше, чем в традиционных СМИ.
К слабым сторонам таких проектов можно отнести то, что оба они потребуют создания большой пользовательской базы для обеспечения мало-мальски приемлемых результатов.
Конечно, некоторым журналистам и определённой части общества понятны проблемы и вызовы современных медиа, которые перечисляют создатели блокчейн-стартапов. Но огромная массовая аудитория просто выбирает то, что ей удобнее и интереснее, мало задумываясь о точности фактов, отсутствии предвзятости или необходимости поддержать независимую журналистику деньгами. Им удобнее читать новости там, где они и так проводят много времени, — в соцсетях, мессенджерах и агрегаторах.
Поэтому создание успешного медиастартапа на блокчейне во многом зависит от того, насколько большое количество людей он сумеет привлечь.
Смогут ли миллионы обывателей разобраться в механике криптовалют ради честной и более качественной журналистики? Скоро узнаем.
,