Начнем с дисклеймера. Чудес не бывает. Если вы не визуал по натуре, то эта заметка вас в него не превратит. Но журналистика — это ремесло, а в любом ремесле есть способ достичь мастерства, не обладая природной предрасположенностью.
Итак, зачем вообще журналисту-текстовику учиться мыслить мультимедийно? Ну хотя бы для того, чтобы делать разнообразный контент для своих читателей. Если вы не сотрудник медиа, которое до сих пор распространяется на березовых свитках ручными шимпанзе, то у вас как минимум есть сайт.
,
,
А если у вас есть сайт, то вы конкурируете за внимание читателя в том числе и со Стивеном Спилбергом, и с Павлом Дуровым, и с Дональдом Трампом. Обставить этих ребят только с помощью золотого пера не удастся. Как минимум, нужно жанровое и форматное разнообразие. А для этого необходимо перестать мыслить о тексте как о единственной форме существования журналистской мысли.
,
,
ПЕРЕСТАНЬТЕ ОТНОСИТЬСЯ К МЕДИА КАК К КОНТЕНТ-ФЕРМЕ
Представьте свое СМИ или блог в виде шара. Уменьшите масштаб. Какой это шар в техническом смысле? Это просто сфера, набитая какими-то текстами, вокруг которой жужжат читатели? Или это фильтр, который преломляет реальность, отбирает из нее самое интересное и преподносит аудитории со словами «вот что важно»? Или что-то еще?
,
,
Занимаясь рутиной, мы забываем подумать о большой картине. Кажется, что нужно закончить день с определенной выработкой по текстам и с определенными цифрами по трафику. Это контропродуктивный подход, при котором медиа превращается в контент-ферму.
Вам нужна другая парадигма мышления: медиа в первую очередь инструмент коммуникации. Ведь без аудитории мы никто, а вещание не может быть пассивным. Даже в консервативных по своей модели вещания Телеграм-каналах появились лайки, комментарии и другие способы взаимодействия с читателями.
Вы должны задуматься над тем, как именно устроена коммуникация с вашей аудиторией. Что вы даете ей и что получаете взамен. Эти размышления приведут вас ко второму пункту нашего листинга.
,
,
Пересмотрите свой подход к результату труда. Вы должны не «сдать текст», а рассказать историю
,
,
В конечном итоге все, что мы, журналисты, делаем — от новостей до аналитики — это процесс рассказа историй, сторителлинг. И очень важный элемент мультимедийной культуры — взявшись за тему, задавать себе вопрос не «что мы об этом напишем?», а «как мы об этом расскажем?». Ведь историю можно рассказать в карикатурах, подкастах, тестах, картинках-слайдерах, цифрах и много чем еще.
,
,
Помните, что цикл внимания у современного читателя не сильно длиннее, чем у аквариумной рыбки
Мы определились с тем, что мы можем сказать нашей аудитории. Но будет ли она слушать нас? Чтобы читатель не отвлекался, его внимание все время необходимо подпитывать, заставлять тешить свое любопытство. Это крайне сложно достичь с помощью одного лишь текста.
,
,
Зато даже простейшие гифки — дешевый в плане трудозатрат способ расцветить свою историю и дать возможность читателю переключить фокус, удерживая его на крючке. Да что там гифки — даже смена форматирования текста, пусть и не являясь мультимедийным приемом, работает на ту же задачу.
Держите в голове: читатель готов заскучать и уйти от вас в любую секунду. Вы должны дать ему качественный продукт с внутренним разнообразием, чтобы он этого не сделал.
,
,
Рассказывайте одно и то же разными способами
,
,
Ради эксперимента попробуйте одну из тем представить в нескольких разных форматах. Будет ли она смотреться как видеоролик? Удастся ли на ее основе создать сцену в виртуальной реальности? Можно ли выпустить подкаст по ее мотивам? Если вы будете подобным образом обкатывать в голове основные темы и представлять готовый продукт на выходе, качество принятия решений по использованию тех или иных форматов в редакции заметно вырастет. Но перед этим вам нужно потренироваться в пункте номер пять.
,
,
Поймите силу и слабость каждого формата
Наверное, все газеты, решившие начать съемки видео, проходили этап «говорящих голов». Сажали своих журналистов перед камерой и заставляли что-то бубнить, подглядывая в бумажку. К счастью, от этой детской болезни быстро спасает счетчик просмотров, начинающий крутиться в сторону отрицательных значений.
,
,
Журналисты, которые только начинают делать дополнительный контент (помимо текста) для своих историй, быстро оказываются очарованными удобством и разнообразием инструментов. Или — освоят хорошо только один инструмент или формат и дальше используют только его, вне зависимости от контекста.
Поэтому необходимо держать в голове (или составить на бумаге) четкий список критерий для использования того или иного формата. Например, стоит ли снимать интервью на видео? Только если важно показать его жестикуляцию, мимику, язык тела. В других случаях людям удобнее будет все-таки прочитать то, что сказал герой, в виде текста.
,
,
Смотрите и читайте лучшие российские и зарубежные медиа
Равняйтесь на самых изобретательных и черпайте у них идеи. Например, в России arzamas.academy превратил изучение гуманитарных наук в занимательную игру. Кому еще до них приходило в голову изобразить отношения между российскими монархами и их фаворитами в виде приложения для знакомств?
,
,
Из зарубежных обратите внимание на Vox, которые, помимо всего прочего, филигранно используют карты в сторителлинге. По мотивам прошедшего в США недавно солнечного затмения они нанесли на карту страны все области, когда солнечное затмение можно будет увидеть в 21 веке (оказывается, их совсем немного).
А мобильное приложение издания Quartz (которое, кстати, любит длинные тексты) и вовсе сообщает все новости в виде диалогов в мессенджерах — так, как будто бы их рассказывали вам ваши друзья.
***
Надеюсь, что эти советы дадут вектор развития для вашего мультимедийного мышления. Может быть, у вас свои собственные методики по тому, как представить историю с помощью разных изобразительных средств? Напишите в редакцию [email protected].
Смотрите полную версию презентации с видео и гифками.
,
,