Преподаватели журфаков, как правило, знают, чем занимаются их студенты во время учебы, но что происходит с молодыми специалистами через год, два, три, пять лет после выпуска не всегда известно. Чтобы выяснить, кто остался в профессии, студенты кафедры журналистики Сибирского федерального университета провели исследование. И хотя выборку нельзя считать репрезентативной, тем не менее результаты опроса показывают основные направления профессионального пути выпускников и проблемы, с которыми они сталкиваются после вуза.
Как проводили исследование
Опрос проходил в апреле-мае 2017 года. Выпускникам рассылали анкеты по электронной почте и в соцсетях. В исследовании участвовали 135 респондентов — это приблизительно третья часть от всего числа окончивших обучение в специалитете (2012, 2013, 2014 годах), бакалавриате (2014, 2015, 2016 годах) и магистратуре (2016 году).
,
,
Что узнали
1 ВСЕ РАБОТАЮТ
В первый год после получения диплома многие выходят на работу. 86% опрошенных сообщили, что сразу после вуза начали работать, при этом только 10% остались там же, где трудились, еще будучи студентами. Второй стратегией выпускника становится продолжение обучения, ее выбрали 33% опрошенных, причем большая часть предпочла совмещать образование с работой.
,
,
2 ДРУГАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Больше половины выпускников, продолживших обучение, выбрали другую специальность второго высшего образования или другое направление магистратуры. Самыми распространенными оказались лингвистика и переводоведение, педагогика, психология, экономика, юриспруденция и менеджмент.
3 РАБОТА В МЕДИА
Две трети опрошенных работают в сфере медиа. Строго по специальности работают только 38%, именно они являются сотрудниками СМИ. 28% опрошенных заняты в рекламе, SMM или в связях с общественностью. 27% респондентов нашли себя в других профессиях, среди которых оказались учитель, видеооператор, продавец супермаркета и даже медик.
4 НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ
Основная причина отказа от работы в медиа — низкая зарплата. 53% процента опрошенных заявили, что именно это заставило их найти работу в другой сфере. Остальные говорили об отсутствии интереса к специальности, высокой конкуренции на рынке, сложности профессии или разочаровании в ней. Например, некоторые респонденты отмечали «политизированность СМИ» и «низкий моральный уровень» в этой сфере в качестве повода для смены вида деятельности. Незначительная часть опрошенных оставила журналистику по личным причинам, например, после рождения ребенка.
5 ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ И ТВ
Большая часть выпускников-журналистов СФУ работает на телевидении и в интернет-изданиях. Согласно опросу, среди тех, кто продолжает карьеру в медиа, 42% —сотрудники телеканалов, 39% — интернет-СМИ, на прессу и радио приходится по 9%. Это в целом совпадает со структурой медиарынка Красноярского края, где львиную долю составляют телевизионные СМИ (в Красноярске вещают 9 местных каналов, не считая федеральных), а наиболее динамично развивающимся сектором остаются онлайн-издания.
6 ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ И ПЕТЕРБУРГ
35% опрошенных уехали из Красноярска в Москву и Санкт-Петербург. В основном, выпускники трудоустраиваются в пределах Красноярского края, однако каждый третий отправляется работать в столичные города. При этом половина выпускников, поступавших в СФУ из других регионов (чаще всего, это Иркутская область, Бурятия и Якутия), возвращается на родину. Можно сравнить эти данные с недавним исследованием мобильности выпускников и абитуриентов, проведенном Институтом образования НИУ ВШЭ. Согласно его результатам, в первый год после окончания вуза не более 20% выпускников региона трудоустраиваются за его пределами.
7 СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лишь 14% респондентов уверены, что журналисту необходимо специальное образование. На вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что для работы в СМИ не обязательно получать образование журналиста?» 42% опрошенных ответили положительно, а 44% выразили частичное согласие. По сравнению со всеми остальными, выпускники, работающие по специальности, в меньшей степени склонны думать, что диплом журналиста необходим для карьеры в СМИ. Высокая доля ответов: «Для работы журналистом образование необходимо лишь частично» может означать то, что образование ценно только вместе с практическим опытом или что важно само наличие документа об окончании вуза.
,
,
ВЫВОДЫ
Выпускники-журналисты по большей части работают в сфере региональных медиа, хотя и не всегда остаются в СМИ. Приблизительно третья часть стремится уехать в Москву и Санкт-Петербург. Не все это делают в первый год после окончания вуза, иногда решение покинуть регион созревает спустя некоторое время. После бакалавриата выпускники стремятся закончить магистратуру в столичном вузе.
,
,
Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов и заставляют их искать себя в другой сфере. Выпускники часто разочаровываются не в образовании, а в выбранной профессии. Происходит это потому, что вчерашние школьники, поступая в вуз, не очень хорошо представляют, чем журналисты занимаются на самом деле. Вместо славы, известности и путешествий студентам предлагают кропотливый, рутинный труд. А они хотели вовсе не этого. Но проблема профориентации, как и проблема оплаты труда, вузы решить не могут.
Автор благодарит студенток отделения филологии и журналистики СФУ Викторию Колесникову, Анну Павлову, Любовь Полежаеву, Ольгу Ясеву.
,