,
В 2012 году весь мир потрясла история о том, как 23-летняя студентка мединститута была изнасилована и избита до смерти группой подонков в автобусе на юге Дели. Попав в фокус внимания прессы, история вскрыла глубокую проблему: толерантное отношение и даже своего рода культурное и эстетическое воспроизводство условий для сексуального насилия.
В Индии закон предостерегает СМИ от изображения реальных жертв насилия, поэтому пресса использует стоковые картинки. А такие картинки, как известно, складированы по темам и в силу этого изначально сильно стереотипизированы. Иллюстрации по теме насилия и изнасилования обычно смакуют разорванную одежду, полуобнаженную беззащитность. Женщина всегда безвольная, пассивная жертва. В картинке обычно доминирует теневая и зловещая фигура насильника, хозяина положения. Роли жертвы и охотника закрепляются и воспроизводятся на эстетическом уровне.
,
,
Группа правозащитников и дизайнеров из делийской прессы задумалась о том, что такие иллюстрации только укореняют культуру насилия. Они предложили новую идеологию иллюстрирования статей о сексуальном насилии.
На новых картинках женщина не опускает голову и не закрывает лицо, ведь она не сделала ничего постыдного. Например, на одной из них на лице женщины видны следы нападения, но она смотрит гордо, тогда как мужчина, наоборот, закрывает лицо в стыде и руки его закованы в наручники. На другой картинке богиня правосудия протягивает женщине руку поддержки. На третьей картинке женщина говорит на улице по телефону и ведет себя нормально — ненормальными и неприятными выглядят как раз два парня, замыслившие неладное.
«Женщину всегда показывали заведомо слабой, ей отводилась роль пассивной жертвы. А надо показывать ее как человека, выжившего, преодолевшего беду (survivor),» — считают дизайнеры. Через изменение визуального образа они хотят переломить ситуацию, запрограммировать уважительное и сочувственное отношение к жертве насилия и сформировать постыдный, а не зловещий образ насильника.
,
Рубрика «Медианавигатор» регулярно рассказывает о зарубежных событиях и тенденция в мире медиа.
Ведущий рубрики — Андрей Мирошниченко, медиааналитик, руководитель Школы эффективного текста, координатор российской Ассоциации футурологов, эксперт программы Фулбрайта (США).
,