Опасная профессия

Много лет назад нам, первокурсникам, рассказывали, что журналистика — вторая профессия по уровню риска после испытателей самолётов. Потом приходилось слышать вариации — вторая после шахтеров, каскадёров, подводников… Мы, честно сказать, думали, что это не про нас. Читали Хемингуэя и Кольцова, помнили не столько фронтовые репортажи Симонова и Гроссмана, сколько куплеты военного корреспондента: «Без глотка, товарищ, песни не заваришь». Это все была давняя история, дальние страны… Никто не знал, что совсем скоро наши однокашники попадут на реальную войну, будут прятаться от обстрелов и сдаваться в заложники, чтобы спасти женщин и детей, что наш староста Влад Листьев будет убит в центре Москвы, а фотографии близких и друзей с пугающей регулярностью начнут появляться на Стене памяти погибших журналистов.

Журналистика перестала быть мирной профессией. Сегодня опасность подстерегает не только военного репортёра и не только расследователя. Статистика ЮНЕСКО и Международной федерации журналистов констатирует — никогда ещё в истории СМИ пресса не подвергалась такому давлению и прямому насилию. Почти 3 000 журналистов погибли за последние 20 лет. Не только там, где продолжаются войны или идёт борьба с наркомафией и террористами. Нью-йоркский корреспондент политического журнала The Nation Брюс Шапиро мирно пил кофе в бистро, обдумывая очередную публикацию, когда на пороге появился вооружённый маньяк. Брюс был ранен, чудом выжил и начал работать в Международном Центре журналистики и травмы DART, оказывая помощь журналистам, пережившим травматический опыт. Сегодня Шапиро — директор американского отделения глобальной организации, которая предлагает поддержку мировым и национальным СМИ и журналистам. Крупнейшие вещательные компании используют рекомендации центра DART, обучают своих сотрудников и финансируют сопровождение групп в опасные командировки. Брюс Шапиро приезжал и в Россию, где проводил тренинг. Вместе с нашими корреспондентами из «горячих точек» он разработал учебный модуль для новичков. Оказывается, психологическая подготовка в России — дело будущего, пока нам недостаёт элементарных тренингов по безопасности. Многие корреспонденты, особенно молодые фрилансеры, не имеют никакого представления о том, как вести себя в опасной поездке, не имеют средств защиты и страховки. В 2014 году, после убийства журналистов на востоке Украины, Совет по правам человека РФ инициировал поправки к Закону о СМИ. Они предусматривают ответственность работодателя и заказчика материала за обеспечение подготовки журналиста, его защиты, страхование жизни, вывоз тела в случае гибели и генетическую экспертизу, а также помощь семье в случае трагедии. Поправки были принят на рассмотрение Госдумой, но так и «зависли». В ходе предварительных обсуждений владельцы СМИ высказывали сомнение в целесообразности финансирования тренингов для журналистов. Государственная поддержка тренингов, которую предлагали эксперты, так и не стала реальностью. Не желая тратить средства, многие компании, как российские, так и международные, предпочитают получать из зон конфликта дешёвый материал от фрилансеров и местных стрингеров, которые нередко становятся мишенью.

Безопасности работы журналиста в зоне конфликта посвящены документы ООН, Международной федерации журналистов, других организаций. В 2015 году ЮНЕСКО организовала Всемирную конференцию по безопасности журналистов, в том числе фрилансеров. Был разработан ряд рекомендаций для профессионального сообщества — владельцев СМИ, журналистских сообществ, глобальных сетей.

Отдельный вопрос — соблюдение профессиональных стандартов и этических норм в экстремальной ситуации. Точно так же — участие в гуманитарных миссиях и практической помощи пострадавшим. Ещё недавно мировые издательские компании отвечали однозначно: задача журналиста — донести информацию, а не помогать. Однако трагедии последних лет, как и практика коллег, побудили пересмотреть это мнение. Во многих СМИ сегодня появляются новейшие инструкции на этот счёт.

Как бы то ни было, основным ресурсом для тех, кто готовится к опасной командировке или предполагает столкнуться с нештатной ситуацией, был и остаётся опыт предшественников. Поведение каждого корреспондента в горячей точке — дело не только его личной безопасности, но и безопасности коллег, в том числе совершенно ему незнакомых, на которых может отразиться его беспечность или стремление продемонстрировать свои предпочтения. Важно знать, как себя вести и как в этих условиях выполнить задание. А главное, помнить, что впереди — большая жизнь. Профессиональная и обычная.

,

Фото: архив библиотеки конгресса США