,
Недавно писал о том, что радио — последнее из старых медиа, потребление которого остается стабильным и интернет не может ничего с этим поделать (в отличие от газет и ТВ, которые интернет вытесняет). Смерть радио наступит не от интернета, а от самоуправляемых машин. Сейчас радио потребляется в автомобиле и исключительно потому, что руки и глаза заняты и не могут отвлечься на гаджеты. Остаются уши. И радио имеет час-два «вынужденного потребления» — розовая мечта любой редакции.
Между тем в Калифорнии (где Силиконовая долина) уже 42 компании получили разрешение на тестовые испытания самоуправляемых машин — не в лаборатории, а на дорогах. Новая Tesla Model 3 с частичным автопилотом, как сообщают, придет на рынок вообще без AM/FM приемника. А зачем он?
Время самоуправляемых машин уже близко. Настолько близко, что журналистские фонды начали изучать, что именно заменит радио в подобных автомобилях. А это важный вопрос.
,
,
Суммарное время медиапотребления приближается ко времени бодрствования и, видимо, превысит его. Медиапотребление может даже превысить количество часов в сутках, потому что люди часто потребляют сразу несколько медиа. При управлении автомобилем радио оставалось безальтернативным. Хотя… даже в авто люди «потребляют» Яндекс-навигатор с грудным голосом Оксаны Мандрыки и чатами в пробках (также сюда можно добавить незаконные смски и проверка Facebook).
С появлением самоуправляемых машин в перенасыщенных сутках человека, вдруг, освобождается час-два времени. Голосовые помощники бьются за то, чтобы получить для медиа хотя бы дополнительные 10-15 минут — утром, когда человек умывается и жарит бекон. А тут сразу час или два в сутки. Лакомый кусок, за который уже начинается драка. В числе претендентов называют, например, Netflix и HBO. Естественно, самоуправляемые машины будут оснащены хорошим экраном с киношным качеством.
Tesla уже ведет переговоры с музыкальными лейблами. Но музыка в авто — это какой-то атавизм радио. Исследователи пока изучают инерционные идеи: всунуть в машину вместо радио что-то радийное (понять можно — грант на исследование получили радисты с NPR). Или телевизионное.
После того, как инерционные идеи лопнут, случится настоящий прорыв. Рискну предположить, что что появится новый тип медиа — бортовые мельтимедиа самоуправляемых автомобилей. То есть автопилоты сами станут медиа. Ведь робот-автомобиль получает те самые час-два вынужденного медиапотребления (конечно, в конкуренции с личным гаджетом пассажира, но тем не менее — есть эффект подводной лодки). Вместо или дополнительно к раздаче Wi-Fi в салоне, автопилоты могут предлагать собственные передачи. Автопилоту тоже придется стать голосовым помощником и медиакуратором (Оксана Мандрыка, ау!) А учитывая некую социальную общность людей на дорогах, особенно в пробках, можно даже организовать новостную и развлекательную трансляцию с интерактивом (как обмен сообщениями на карте — Яндекс-навигатор, кстати, неплохой прообраз, которого нет на Западе). Добавляем сюда видео-регистратор — получаем рубрику «Сам себе репортер» вкупе с «ЧП на дорогах» и элементами живой трансляции Facebook.
Так что вместо радио, скорее всего, появится новое мультимедийное вещание, напоминающее социальную сеть. А производители самоуправляемых автомобилей станут медиаигроками. Потребуется новая идеология медиапотребления и вовлечения, созданная для авто, дорог и пробок.
,
,