,
Канадский медиафонд неожиданно предложил обзор горячих тенденций в медиа. И в самом деле, на Новый год это делают все. Внимание рассеивается. А так, без повода, можно сосредоточиться на одном источнике. Тем более что ландшафт меняется быстро и годовые отчеты уже стали слишком медленными.
1 Технокомпании продолжают ломиться на рынок ТВ. Twitter, Youtube, Facebook, Apple объявили о собственном ТВ-производстве. А Netflix не только перешел от показа к производству фильмов, но и заявил, что его кинопродукция должна соревноваться в Каннах без предварительного проката в кинотеатрах.
2 Множественные стриминговые сервисы убивают некогда монолитный телевизионный ландшафт. У классического ТВ была единая телепрограммка. Кабельное ТВ тоже собирало все каналы под одной крышей. А вот стриминги разобщены, координации программ между ними нет. Зрители не знают, что где смотреть, где искать. С этим придется что-то делать. Вероятно, появятся новые цифровые телегиды.
3 Спортивное телесмотрение тоже смещается в цифру, особенно в новообразовавшийся квартет GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon). А тут еще и Twitter собирается осенью запускать свой спортивный канал. Естественно, это потихоньку убивает кабельные спортивные каналы, которые начинают испытывать финансовые трудности: рекламных доходов уже не хватает на покупку трансляции у лиг.
,
,
4 Социальные медиа сохраняют доминирующую роль в медиаландшафте. Не только за счет набранного массива пользователей, но и за счет инициатив и инноваций. В числе инициатив: усиление редакционной составляющей во многих соцсетях — они постепенно признают свое вмешательство в контент и даже укрепляют свое участие в формировании новостной повестки.
5 Истерия по поводу фэйкньюс постепенно переходит в фон. На первый план снова выходит поиск, точнее, отсутствие надежных бизнес-моделей для СМИ. Надежда несколько ожила в связи с подписными схемами, которые обещают предложить Facebook и Google (ЖУРНАЛИСТ писал об этом). Однако все понимают, что это будут в лучшем случае дополнительные источники, но не панацея. Другой тренд: редакции резко развернулись к видео. Но и тут приходит отрезвление. Денег там пока не видно, так как СМИ — не самые мощные игроки на рынке интернет-видео.
6 Бурно растут подкасты. В 2017 году они уже выросли по аудитории на 62% и обещают стать перспективными в плане доходов, так как предлагают аккуратные аудиторные метрики (ЖУРНАЛИСТ недавно описывал любопытный пример «выстрелившего» самодельного журналистского подкаста).
,
,
7 В рекламном мире идет глобальная ревизия инструментария и метрик. В США редакции объединяются против рекламной дуополии Google и Facebook. Рекламодатели недавно бастовали против Youtube из-за появления их рекламы в неподобающих роликах. Борьба за «безопасность бренда» совмещается с борьбой за транспарентность инструментария. Некоторые крупные бренды забирают программатик себе in-house.
8 Нарастают разногласия по поводу искусственного интеллекта (AI). К сомнениям и надеждам СМИ добавились споры между технолидерами. Например, Цукерберг и Курцвейль приветствуют и пестуют AI, тогда как к пессимистам присоединился Маск, заявивший об опасности AI, особенно принимающего автономные решения в военной сфере.
9 Все больше интереса вызывают голосовые помощники. Они не только активно входят в быт, но и обещают новые перспективы для СМИ, так как могут стать каналом для доставки новостей.
10 Следующую медиареволюцию связывают с самоуправляемыми автомобилями. Автопилот позволит не только слушать радио… точнее, он позволит вовсе не слушать его, а полноценно пользоваться гаджетами (ЖУРНАЛИСТ недавно писал и об этом). Вопрос в том, будут ли это уже известные гаджеты, или в кабине автомобиля появится что-то новое (ответ – появится новое).
,
,