,
— Зачем вы создали ваше СМИ?
— Наша миссия заключается не в том, чтобы просто делать новости, а в том, чтобы делать их вразумительными. Тот оглушительный шум, который производят сегодня средства массовой информации (как старые, так и новые), затрудняет для думающих людей возможность следить за тем, что на самом деле важно. Zetland предлагает покой и уверенность тем, кто хочет разобраться, почему происходят те или иные события, к чему они приводят.
Мы служим цифровой журналистике как силе добра. Каждый день публикуем несколько материалов, которые обеспечивают членов нашего сообщества контекстом, прогнозом и достоверной информацией по наиболее важным и интересным темам, которые нуждаются в освещении.
,
,
Мы считаем, что сегодня как никогда прежде мы должны отстаивать основополагающие ценности демократии: мы можем не соглашаться друг с другом, но должны знать одну и ту же правду. Иначе кое‑кому угрожает опасность оказаться в плоском мире. В Zetland мы точно знаем, что Земля не плоская. Мы не боимся рассказывать сложные, многосторонние, неоднозначные истории, потому что наш мир сложен, многосторонен и неоднозначен. И читатели это знают. Я думаю, они признательны нам за то, что мы не заставляем их верить во что‑то другое.
— На какой бизнес-модели базируется ваш проект?
— В основе нашего бизнеса лежит подписка. Точнее, членство, потому что подписчик Zetland получает не только возможность читать наши материалы. У нас нет рекламы, наши члены платят 99 датских крон (примерно 13,3 евро) в месяц за доступ к контенту Zetland (аудио и текстовые статьи) и за дешёвые билеты на наши журналистские мероприятия.
Около 4% расходов идут на маркетинг и зарплату Мэй Лаурсен, нашего фантастического менеджера по развитию бизнеса, так что до сих пор наш рост зависел от вирусного эффекта: рассказы о нас на Facebook и несколько платных кампаний в социальных сетях.
Мы также лично встречались со многими нашими потенциальными членами, выступая перед ними с рассказами о Zetland. Мы побывали везде — от крупных конференций до частных квартир. Наконец, мы привлекаем зрителей к Zetland Live — это наш журналистский перформанс, когда мы со сцены рассказываем о самых интересных и важных реальных историях.
,
,
,
— О чём эти истории и много ли народу приходит их послушать?
— На наши платные мероприятия для подписчиков регулярно собирается не меньше тысячи человек. Тематика таких встреч в большинстве своём касается политики, культуры и проблем общества.
— В чём главные различия между Zetland и другими изданиями?
— Конечно, в мире много прекрасных журналистов, и я нисколько не хочу умалять их заслуги. Но я считаю, что мы преуспели в нескольких моментах.
Во-первых, мы не публикуем историю, если не убеждены, что она стоит тех денег, которые мы берём с читателей.
Во-вторых, мы представляем себе процесс журналистской работы как диалог, а не как одностороннюю трансляцию. Другими словами, Zetland — это сообщество наших членов и журналистов, которые обмениваются знаниями, идеями и воззрениями и тем самым невероятно обогащают конечный продукт.
В-третьих, у нас простой язык и привлекательный дизайн. Мы пишем о сложных материях так, что это легко и интересно читать.
В-четвёртых, мы всегда смотрим на то, что делаем (и почему это делаем) с точки зрения членов нашего сообщества.
В-пятых, наши «цифровая команда» и редакция работают в тесном сотрудничестве. Каждый сотрудник — хороший специалист в своей области, все точно знают, зачем мы собрались вместе: чтобы помогать читателям совершенствовать мир.
,
,
,
— Как изменился Zetland после перезапуска, который прошел в марте 2016 года?
— На первом этапе наша команда готовила один-единственный материал в месяц и рассылала его по электронной почте подписчикам. В марте прошлого года Zetland превратился в полноценный новостной сайт, цель которого — помочь читателям разобраться в сути новостей.
Мы, пусть ненамного, но увеличили количество выпускаемых ежедневных материалов. Запустили также аудиосервис, и наши подписчики теперь могут слушать как минимум один новый материал ежедневно. Мы запустили так называемую программу рекрутинга (для тех, кто «вербует» новых участников). Мы ввели 50-процентную скидку для студентов. Мы предоставили нашим членам и их семьям возможность использовать один аккаунт Zetland и усовершенствовали интерактивные функции, так что нашим подписчикам стало проще делиться своими знаниями и мыслями.
Нам очень повезло, что мы получили 250 000 евро от Digital News Initiative, проекта компании Google, направленного на поддержку европейских СМИ. Это позволит нам расширить интерактивный функционал. У нас есть цель: создать платформу для комментариев к новостным сайтам, которая будет продуцировать содержательный диалог, а не просто выплеск эмоций.
Ну и, конечно, мы постоянно пытаемся оптимизировать главную страницу, чтобы нашим читателям было проще находить материалы.
,
,
,
— Год назад вы говорили, что у вас есть 2 600 подписчиков и вы рассчитываете получить в 2018 году около 14 500? Всё ли идёт по плану?
— У нас сейчас около десяти тысяч членов, примерно у четверти из них пробная подписка, то есть они не платят в прямом смысле слова. Но мы прошли только половину пути. Планы пришлось немного скорректировать: чтобы выйти на рентабельность, нам к будущей весне понадобится, вероятно, 16 или 17 тысяч членов. Цифра увеличилась ещё и потому, что мы ввели скидочный тариф для студентов — надо наращивать. Зато студенты нам очень нравятся!
— Большинству издателей оказалось трудно заниматься качественной журналистикой и при этом добиваться успеха в мире цифрового бизнеса. Какие главные уроки вы получили в процессе создания Zetland и управления им?
— Главный полученный мною урок очень прост: прогресс и перемены движутся любовью. Без искренней любви к своей миссии, продукту, коллегам и редакционной жизни у инноваций нет фундамента (и, замечу, нет фундамента для обретения смысла жизни). Именно любовь заставляет вас и всех ваших коллег вкладывать в дело все свои силы.
,
,
Всё, что вам как издателю надо делать сегодня, — это каждый день взбираться на трибуну и напоминать сотрудникам, почему мы всем этим занимаемся: мы сокращаем разрыв между тем, что люди знают, и тем, что они хотят знать.
Последний совет: когда делаете цифровую газету, полезно начинать рабочий день с пения хором. Очень трудно злиться друг на друга, если день начинается с песни.
,