Фрилансеры и штатные журналисты всегда шли бок о бок. Особенно близко они сошлись в цифровую эпоху, когда талантливый автор способен без посредников доносить своё творчество до аудитории или продавать своё мастерство заказчику. Современное сетевое общество даёт всё больше возможностей зарабатывать фрилансом. Прошлое и настоящее Рунета это отчётливо иллюстрирует.
ГДЕ ИСХОДНИКИ?
Фрилансер в журналистике — это деятель, не присягнувший одной конкретной редакции.Наёмник на рынке информации и труженик контента в информационном обществе. К медиафрилансерам стоит относить не только журналистов и редакторов, но также фотографов, дизайнеров, медиаменеджеров и продюсеров, а также IT-спецов и программистов, занятых на медиапроектах.
На расширение рынка фриланса работает развитие цифровых информационно-коммуникационных технологий. Сейчас уже не важно, где находится выполняющий работу человек. За пределами офисов и редакций они порой добиваются даже более высоких результатов.
,
,
Коллектив или редакционная группа могут быть рассредоточены по разным городам и странам. Более того, вхождение новых участников в работу проще и легче. Человек разделяет ценности издания, его устраивают условия, он устраивает руководство — значит, он в работе. Здесь пересекаются понятия «фриланс» и «удалённая работа по найму», но стоит учитывать, что фрилансер сохраняет больше автономности, работает проектно и отвечает «позадачно».
Государство готово признавать фриланс не просто подработкой и халтурой, но и дать ему статус под названием «самозанятые граждане». Правда, решить проблемы с этим статусом не могут уже несколько лет. Несмотря на бюрократические проволочки, фриланс всё больше входит в систему общественных и трудовых отношений на равных правах с наймом и предпринимательской деятельностью.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Фриланс среди журналистов существовал и раньше. Но его нельзя было назвать социально одобряемой практикой. В глазах людей это выглядело скорее как «безработный», «человек без определенного занятия». Так, перебивается, пишет то там, то сям… Или в роли фрилансера автор выступал в свободное время (естественно, не афишируя основную работу). «Халтурил», или «шабашил». В советское время журналисты писали автобиографии за высоких партийных чинов. Сегодня пишут тексты рекламщикам или концепции политтехнологам. Редакторы берут на вычитку книги и корпоративные буклеты, вычитывают тексты для сайтов и т. д.
Фриланc чаще всего сваливается на человека по знакомству, по дружбе, благодаря «сарафанному радио». Не стоит путать фрилансера с внештатным сотрудником редакции: на того уже распространяется закон «О СМИ».
Есть также отчаянные охотники за информацией, которые добывают эксклюзивы для редакций и агентств. Их называют «стрингеры». Сегодня любой стрингер сам в состоянии стать информационным агентством и заставить медиакомпании сражаться за его контент. Ведь у него есть прямой доступ к платежеспособной аудитории.
ИСТОРИЯ
Отношение к фрилансу стало меняться, когда Россия получила массовый доступ к Интернету. С начала 1990‑х годов развивается его гигантский русскоязычный сегмент — Рунет. Первые его обитатели — преимущественно учёные, сотрудники академических институтов, программисты. Но довольно скоро это техническое пространство начали осваивать люди творческих профессий: журналисты, писатели, дизайнеры, художники, фотографы. Как формировалась уникальная атмосфера и среда Рунета лучше всего описывает Сергей Кузнецов в книге «Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета».
,
,
Первыми самостоятельными сетевыми медиапроектами были «Паровозов-News» Александра Гагина и «Вечерний Интернет» Антона Носика, стартовавшие 20 лет назад, в 1996‑1997-е годы. Эти проекты, кстати, справедливо отнести и к первым образцам бренд-журналистики в Рунете, поскольку они впоследствии выходили на сайте провайдера «Ситилайн», то есть привлекали людей и к услугам этой компании.
Тогда же появились сетевые журналы с ярко выраженной гуманитарной, культурно-исторической направляющей: «Журнал.ру» (zhurnal.ru) и «Русский журнал» (russ.ru).
Профессиональные сетевые общественно-политические издания появились позже, в 1998‑1999 годах. Это были polit.ru, gazeta.ru, lenta.ru и прочие. В то время издания в Интернете не признавались серьёзными, поэтому традиционные журналисты не считали «сетевиков» ровней.
Силу Рунета в полной мере показали избирательные кампании 1999‑2000-х годов. С того же времени в сетевые медийные проекты пошли серьёзные деньги. Новые интернет-издания (та же gazeta.ru) убедительно показали, что могут быть привлекательны и для бизнеса, и для политического влияния.
Развитие инфраструктуры Рунета, появление новых проектов и рост существующих — всё это привлекало авторов, часто не имеющих профильного журналистского образования. Осенью 2000 года, когда горела Останкинская телебашня, посещаемость интернет-сайтов подскочила в два‑три раза. Интернет всё больше шёл в народ, а из народа выходило всё больше «свободных авторов».
Livejournal.com («Живой журнал», или ЖЖ) стал первой серьёзной и влиятельной платформой для автономных авторов и сетевых проектов. К середине нулевых ЖЖ стал необходимым атрибутом любого человека, считающего себя творческой единицей. Тогда же началась активная монетизация блогеров. То есть свободное авторство стало приносить деньги напрямую от рекламодателей, без необходимости договариваться с редакциями. Те же авторы из ЖЖ всё чаще стали получать предложения о работе из коммерческого и политического секторов.
,
,
Со времён ЖЖ началась эпоха популярности «блогеров» — авторов, ведущих свои сетевые дневники. Довольно быстро понятие «блогер» стало синонимом понятия «автор». То есть центральной фигурой стал создатель контента для широкой аудитории, который мог не только писать, но и фотографировать, рисовать или снимать видео.
В середине 2000‑х начали работать соцсети «Одноклассники» и ВКонтакте. Немного позже пришли Facebook, Twitter, Instagram, YouTube. Появлялось всё больше авторских медиа, всё чаще фрилансеры использовали несколько платформ для общения с аудиторией.
Что касается YouTube — этот видеохостинг стал вторым после ЖЖ уникальным феноменом Рунета. Сейчас слово «блогер» уже не ассоциируется у молодых людей с производителем текстов, а представляет в большей степени авторов видео, «влогеров». Делать видео и трансляции стало не просто модно, но и выгодно. За это платит и сама площадка YouTube (встраивание рекламы), и сторонние рекламодатели.
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Специализированных исследований по рынку свободных авторов и фрилансеров в медиа пока нет. Но есть общие тренды по развитию удалённой работы и самозанятости.
По разным данным, до двух третей штатных сотрудников сегодня готовы перейти на удалёнку. Предложения от работодателей пока скромнее, но уже каждая пятая российская компания использует дистанционную работу сотрудников. Всё больше компаний отдают процессы на аутсорсинг — то есть выводят людей за штат или раздают задания подрядным компаниям и фрилансерам.
,
,
По данным Высшей школы экономики, доля фрилансеров от общего числа работающих в России составляет не более 2% (до 1,5 млн человек). В странах с развитыми экономиками процент «удалёнщиков» и самозанятых выше: в Японии и США он приближается к 40% тружеников. Так что есть куда расти всем индустриям.
При этом совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны составляет около 94 млрд рублей в год. Исследователи обещают взрывной рост удалённой работы: уже к 2020 году фрилансером станет каждый пятый. Экономия от такого перехода составит более одного триллиона рублей! Где‑то в этих цифрах скрыта и медиаиндустрия, тенденция справедлива для всех.
Так что осваивать удалённый инструментарий надо уже сейчас. А также готовиться к мощной виртуализации рабочих процессов. Но при этом, конечно, следует помнить, что живого автора, умеющего рассказать историю и создать качественный контент, не заменит никакой робот.
,