Термин происходит от латинского precarium — «неустойчивый, угрожающий». Журналисты — как в Европе, так и в России — оказываются в новой группе с пугающей быстротой. Есть ли способ этого избежать?
Прекариат — это множество людей, не имеющих постоянной работы и устойчивого дохода, лишённых социальной защиты и внимания государства. До недавнего времени это были в основном мигранты и разного рода маргиналы, но последствия мирового финансового кризиса кардинально изменили ситуацию. Скажем, европейский прекариат сегодня — это тысячи образованных людей, которые годами не могут найти достойную работу и вынуждены заниматься чем угодно. Это попавшие под сокращение опытные специалисты, женщины с детьми, внутренние мигранты ЕС, огромная армия «заёмных работников» (нанятых на час, на день, на неделю), безработные индивидуальные предприниматели. Несмотря на то, что их труд вносит серьёзный вклад в экономику, сами они лишены правовой и социальной защиты и гарантий. Часто они работают в теневой сфере. Немецкая пресса недавно сообщила, что уже почти треть трудоспособных граждан принадлежит к «атипично занятым».
,
,
В других странах говорят даже о более драматических показателях. Выбраться из замкнутого круга «атипичной занятости» измученному безденежьем и неуверенностью в завтрашнем дне, почти наверняка страдающему от «профессионального выгорания», хронической усталости и депрессии современнику нет никакой надежды. Именно потому эксперты всё больше говорят о необходимости государственных и международных мер, вплоть до изменения законодательства и установления «базового дохода» для всех без исключения граждан. Что, кстати, уже сделано в Финляндии и даже в далёкой и вовсе не богатой Бразилии. Европейская федерация журналистов, включившаяся в дискуссию, также предлагает ряд мер, требующих участия бизнеса и государства. Но основой успеха всё же считает развитие солидарности в профессии.
В ЗАЩИТУ ФРИЛАНСЕРА
Ещё пятнадцать-двадцать лет назад проблемы фрилансеров не включались в основную повестку дня профессиональных форумов и международных конференций. Сегодня эта тема — одна из важнейших. Недавний отчёт ЕФЖ и Европейского института профсоюзов констатировал: характер и содержание журналистского труда стремительно меняются. Ещё жив образ влиятельного газетного колумниста, к чьему мнению прислушиваются политики, «звёздного» телеведущего — завсегдатая светских раутов, смелого расследователя, вскрывающего тайные коррупционные интересы, отважного военного репортёра — все они получают высшие профессиональные награды, имеют высокие зарплаты, пользуются общественными привилегиями. Однако молодые журналисты и студенты журфаков думают о будущем с неизменной тревогой, понимая, что «золотой век» близится к завершению: мало кому удастся выхватить мощный контракт на постоянной основе.
,
,
Исследование ЕФЖ «Профессия ускоряющегося прекариата» показало: сегодня почти каждый третий обладатель журналистской карточки в Европе — фрилансер. Скоро, по экспертным оценкам, фрилансеры составят около 70% всех сотрудников СМИ. Большинство союзов и ассоциаций в Европе (за исключением Турции и Греции) открыто для фрилансеров. Для них создаются специальные подразделения, программы поддержки и повышения квалификации. Но фрилансеры исключены из основной сферы влияния профсоюзов — формирования коллективного договора. Это прерогатива только постоянных сотрудников. И законодательство не предусматривает организованную защиту фрилансерских интересов. Большинство из них имеют статус «самозанятых» (индивидуальных предпринимателей) и не подпадают под законодательство о профсоюзах. Более того, недавние попытки регламентировать характер и оплату их труда в ряде стран вступили в противоречие с законодательством ЕС о предпринимательстве и были отвергнуты.
БОЛЬШОЕ БЕСПОКОЙСТВО
Результат: фрилансеры работают намного больше, чем регулярные сотрудники, их рабочий день фактически не имеет границ, а оплата — в разы меньше. О социальных гарантиях говорить просто не приходится. Многие с трудом сводят концы с концами, хватаются за любую возможность получить заказ; большинство, как свидетельствует доклад, хронически перегружены и находятся в постоянном стрессе. Неудивительно, что качество материалов, подготовленных в экстремальных условиях, снижается, нарушение профессиональных стандартов и этических норм наблюдается чаще, однако редакторы нередко предпочитают фрилансеров — прежде всего по экономическим причинам.
,
,
Большое беспокойство не только профессионального сообщества, но и ЮНЕСКО вызывает повсеместное привлечение фрилансеров к подготовке военных репортажей и других материалов, связанных с риском для жизни. Не так давно ЮНЕСКО провела международное совещание с участием руководителей ведущих мировых СМИ об обеспечении в зонах конфликтов безопасности фрилансеров и стрингеров, которые составляют большинство всех погибших и пострадавших на сегодняшний день. Но собравшиеся так и не пришли к единому мнению, как быть. Растущий отряд дешёвой и готовой на всё рабочей силы осложняет в то же время и положение регулярных сотрудников СМИ, которые, в свою очередь, давно жалуются на повышение интенсификации труда. В том числе по технологическим причинам. Работа для нескольких информационных платформ, с которой сталкиваются сегодня многие журналисты, требует не только новых навыков, но и больших усилий. Фактически вместо одного материала нужно подготовить несколько. Сроки экстремальные, но на заработке это не сказывается, напротив, во многих кампаниях заработки сократились в связи с кризисом. Штатные сотрудники вынуждены мириться с переработками, боясь увольнения и «выдавливания» во фрилансеры.
ЧТО МОЖЕТ ПРОФСОЮЗ?
Генеральный секретарь ЕФЖ Рикардо Гутьеррес считает, что сформулировать и осознать проблему — сделать важный шаг на пути её решения. «Мы переживаем период серьёзной трансформации профессии, — говорит Рикардо Гутьеррес, комментируя последние исследования. — Очевидно, старые модели, основанные на доминировании рынка, не способны больше поддерживать развитие независимой журналистики. “Свободный рынок”, который некогда поддерживал свободное распространение информации и был её гарантом, в последнее время привёл к чрезмерной концентрации, сокращению редакций и невиданному давлению на журналистов… Я верю в новые формы кооперации, в содружества журналистов, в сотрудничество авторитетных журналистов и аудитории напрямую, минуя посредничество медиагигантов. Важно вернуть доверие к журналистике, и это возможно путём непосредственного общения между гражданами и журналистами. Современный кризис СМИ — это в некотором смысле и кризис журналистики “старого типа”, адресованной преимущественно одной, довольно ограниченной, группе аудитории. А именно — мужчинам, принимающим решения. Но мир состоит не только из них. Жизнь требует расширения повестки дня. Это уже происходит».
,