Конечно, первый ответ на вопрос «что делать с большими текстами?» — сокращать. А чего вы ждали? Редакторскую работу никто не отменял. Другое дело, что из любого правила есть исключения. Тем более что мы тут беседуем о дизайне.
Неиллюстрируемых тем не бывает, их просто не должно быть, если только у вас СМИ, а не энциклопедический словарь. Давайте в этот раз поговорим о страхе, который вызывают у читателей наши «простыни».
Конечно, первый ответ на вопрос «что делать с большими текстами?» — сокращать. А чего вы ждали? Редакторскую работу никто не отменял. Другое дело, что из любого правила есть исключения. Тем более что мы тут беседуем о дизайне.
,
,
Действительно, есть тексты, на которые редакторская рука не поднимется. Ну, скажем, если это текст из районной администрации. Или автор — внезапно! — проделал действительно большую, качественную работу (расследование или репортаж без «потоков воды»).
В общем, свершилось — перед вами десять тысяч знаков и ни одного снимка. Фотографа не оказалось в редакции, а журналист забыл фотоаппарат, у него сел телефон, и вообще он не двужильный. А может, просто тема неиллюстрируемая?
Последнее утверждение — неоспоримый признак лени редактора и арт-директора. Неиллюстрируемых тем не бывает, их просто не должно быть, если только у вас СМИ, а не энциклопедический словарь. Давайте сперва поговорим о страхе, который вызывают у читателей наши «простыни». Страх этот простой и очевидный — наткнешься на такой серый лонгрид, и первое, что хочется сделать, — скорее перелистнуть страницу. Потратить 20 минут на чтение одного газетного материала может себе позволить лишь человек, не обременённый делами. Например, пенсионер или безработный. Но, с другой стороны, ведь и у них масса забот — внуки, кухня, огород, собеседования и так далее. Зачем же ломать людям жизни?
,
,
Даже если читатель «зацепился» за заголовочный комплекс и, заинтересовавшись темой, решил приступить к чтению, далеко не факт, что он дочитает материал до конца. Вспомните, какая это пытка — копаться в селёдке, выдирая из неё гроздья косточек. Даже если вам пообещали в итоге вкуснейшую «шубку». Вот так и с большим текстом. Наша задача — самим убрать все кости и предоставить читателю «шубку» сразу, вместе с селёдкой. Поэтому вот варианты решения проблемы.
,
,
Во-первых, разбиваем текст на несколько логически связанных главок и даём каждой из них небольшой заголовок. Это даст возможность человеку боковым зрением видеть «пункт отдыха», где он сможет перевести дыхание, обругать автора и сбегать на кухню за бутербродом. Так, пункт за пунктом, он вполне может дойти и до финиша. Кроме того, посмотрите: есть ли возможность вычленить из материала часть текста, которую можно подать отдельно и разверстать её тематическим врезом? Тогда получится ни много ни мало — информационный пакет.
,
,
Тематические врезы, выполненные тексто-графикой, также помогут «разбавить» лонгрид. Что мешает напомнить читателю о важных сведениях, которые вы хотели до него донести? Ведь он уже наверняка к пятому абзацу всё забыл.
,
,
Тем более, если в тексте для неё есть цифры и показатели. А если нет — требуйте от автора и редактора данные для неё. Скорее всего, они ответят вам лаконично и цинично, но попытаться стоит. Инфографика — первое, что должно прийти в голову, когда перед вами очередной нудный чиновничий отчёт.
На одном из семинаров мы рассматривали с коллегами полосный материал под рубрикой «Из зала суда». Родители вложили душу в своего ребёнка, а он оставил их без жилья. Ну какие тут фотографии? Судебная тайна, персонализированные данные… В первой версии редакция сделала вполне беспомощный коллаж. Всё как мы любим: с черным контуром молодого человека, сгорбленными фигурами стариков и трещиной между ними. Утерев слёзы, предложили другое решение: в качестве иллюстрации поставить инфографику: динамика рассмотренных гражданских исков по конфликтам между родителями и детьми. Читатель сразу понимает, что эта история — не просто страшилка и «развесистая клюква».
,
,
Конечно, ситуации бывают разные. Вот, скажем, пример типичной «простыни», когда очень трудно подобрать снимок. Тема про наркоманию. И разве выхолощенные снимки-затычки со шприцами дадут что‑то новое читателю? Вчитываемся в текст, а там готовые данные для инфографики — статистика продолжительности жизни наркоманов. Инфографика по этим показателям будет во сто крат эффективнее, а главное, доказательнее пустой ассоциативной фотографии.
,
,
ГАЗЕТА «ПАРМА-НОВОСТИ». «Сухой» текст про доходы политических партий был отредактирован так, что от текста остался только заголовок. Всё остальное стало «почвой» для большой инфографики. В таком виде суть материала более понятна читателю.
,
,
Даже если картинок нет, их всегда можно найти. Ассоциативные рисунки. Графика. Даже постановочный снимок героев и их драмы может удачно разбавить длинный текст.
,
,
Находим экспертов, которые могут профессионально прокомментировать описанную в тексте ситуацию. А может, свидетелей или заинтересованных лиц. Их портреты с комментариями или цитатами — уже что‑то, хоть какая‑то динамика. Но опять же — эти вопросы решаются вместе с редактором. А это, как ни крути, всегда неудачное препятствие.
,
,
«ЗДРАВСТВУЙ, СТУДЕНЧЕСТВО» — много цифр и аналитики про итоги ЕГЭ. Читать, конечно же, тяжело. Часто можно увидеть, как редакции ставят к таким «простыням» тематические снимки или иллюстрации, скачанные из интернета. Этакие картинки-затычки. Настоящий журналистский коллектив же задумывается о поиске героя. Экзамены — это в первую очередь люди: выпускники, их родители, педагоги… Именно так поступила редакция пермской районной газеты «Зори плюс» — нашла одну из выпускниц, фотографирует и дает ее небольшую микроисторию, связанную с экзаменами и планами поступления в вуз. «Держащие» показатели стали основой для простой инфографики.
,
,
ГАЗЕТА «ЗОРИ ПЛЮС». Тема про самообложение. Это цифры. Значит, инфографика. Часть текста превратилась в тематические и справочные врезы. А ключевая иллюстрация — по сути, обоснование самообложения.
,
ТИПИЧНЫЙ СЛУЧАЙ: редакция вынуждена поставить присланный материал. В данном случае — нудный текст про материнский капитал. Одна из липецких «районок» поступила по‑журналистски — нашла семью, которая получила маткапитал. Опубликовали их снимок с историей: как семья распорядилась выделенными деньгами. Получилась настоящая документальная история с картинкой. В одной из ростовских районных газет был подобный пример, но с текстом про службу занятости населения. Большой текст сопровождал снимок с биржи труда, где житель района стоял перед дверью инспектора. Под снимком — его реальная история, связанная с поиском работы.
,
,
,
,
КОРПОРАТИВНАЯ ГАЗЕТА ИЗ СОСНОВОГО БОРА (Ленинградская область). Публикация для детей сотрудников про устройство атомной станции, где работают их родители, стала основой для инфографики. Мало того, инфографика сделана в форме игры-«бродилки». «Вишенка» этой публикации в том, что на День города редакция распечатала свою инфографику на большом баннере. И дети во время праздника играли в «бродилку» прямо на улице.
,
,