Публика не очень-то разделяет журналистику и fake news

,

До сих пор дискуссия о fake news велась «сверху» — журналистами, политиками, учеными. Reuters Institute (центр исследования журналистики в Оксфордском университете) решил выяснить, как к проблеме fake news относится сама публика.

Проведенные фокус-группы дали шокирующий результат. Если политические элиты и особенно сами СМИ противопоставляют фэйкньюс и журналистику, то публика не очень-то их разделяет. Фокус-группы показали, что читатели считают фэйкньюс разновидностью, а не противоположностью журналистики.

Когда респондентов просили привести примеры фэйкньюс, они называли лживые СМИ, пропагандистские искажения, заявления политиков, рекламные ухищрения. Респонденты считают, что проблема фэйкньюс объединяет три составных части: СМИ, которые их публикуют, политики, которые их фабрикуют, и платформы, которые их распространяют. При этом у каждого респондента все же есть СМИ, которым они доверяют, но у всех разные.

,

Читатели считают фэйкньюс разновидностью, а не противоположностью журналистики

,

В целом исследование выявило большой скепсис аудитории по поводу медиаландшафта в целом. Это несколько подрывает позицию ведущих американских СМИ. Многие из них нападали на Трампа как олицетворение фэйкньюс. А Трамп обвинял сами СМИ в производстве фэйкньюс. На одной из пресс-конференций он даже отказался принять вопрос от CNN, назвав эту телекомпанию fake news.

Исследование, по сути, показало, что публика разделяет не позицию СМИ (издания противостоят фэйкньюс), а позицию Трампа (издания участвуют в фэйкньюс). Кстати, другое исследование выявило: 46% американцев верят, что СМИ фабрикуют негативные новости про Трампа.

В последнее время много и агрессивно писали о проблеме фэйкньюс, чтобы «отстроиться» от недостоверных источников, укрепить репутацию, нарастить подписку. Некоторым это удалось. А вот репутация журналистики в целом пострадала — вместе с «репутацией» всего медиапространства.

,

Фото: shutterstock.com

,

Скриншот: theguardian.com