Представьте, что ваша статья, которую вы писали бесплатно и по‐русски, вдруг переведена на индонезийский неизвестным автором — и стремительно набирает просмотры. И что другой ваш бесплатный текст неожиданно появляется в The Guardian на следующее утро после публикации. Все это — реальные истории из жизни контрибьютора Global Voices.

Мировую онлайн-платформу для гражданских журналистов двенадцать лет назад придумали американский ученый Этан Цукерман и бывшая сотрудница CNN Ребекка МакКиннон. Их целью было дать голос «миллионам» блогеров, которые по определению не могли быть включены в профессиональное журналистское сообщество. С 2005 года сеть Global Voices Online разрослась до полутора тысяч авторов и переводчиков, которые работают сразу над несколькими проектами. Среди них — RuNet Echo, единственная часть глобальной системы, которая полностью посвящена одной стране, а конкретнее — Рунету и всему, что с ним связано. Всем его ограничениям, запретам и тенденциям. Видимо, мы это заслужили.

,

Виртуальная редакция RuNet Echo выглядит так: вы в Петербурге, ваш редактор — в Нью-Джерси. Планёрок нет, но есть возможность предложить тему в Facebook или в Twitter — везде, где выслушают

,

Слушать готовы всегда, потому что контрибьюторов немного, они постоянно меняются, а тексты нужны постоянно. Посмотреть, кто ваши коллеги, кто из них более активен, а также кто над чем работает в данный момент, можно проследить в Slack — удобнейшем инструменте для удалённой групповой работы.

На поиск тем, написание текстов, редактуру, корректуру (требуется всё‐таки поддерживать достойный уровень английского) редакторы тратят половину своего рабочего дня, и, конечно, получают за это деньги. Когда я активно писала для RuNet Echo, главным был Кевин Ротрок из США: параллельно он развивал Meduza in English, после этого — возглавлял сайт The Moscow Times. Редакторы, как правило, имеют опыт в журналистике и внушительный академический бэкграунд. Автором же может стать кто угодно.

,

,

Вот список контрибьюторов RuNet Echo в произвольном порядке: Алексей Ковалёв — бывший главный редактор ИноСМИ и «Сноба» в Лондоне, работал с The Guardian и Wired, основатель «Лапшеснималочной». Уилл Райт — американский журналист-фрилансер, работал с Russia! Magazine и The Moscow Times. Сергей Козловский — ранее корреспондент Lenta.ru, сейчас — BBC Russian. Всех их объединяет одно: способность работать с открытыми источниками, анализировать большие объемы информации и критически мыслить. Есть также примеры авторов, которые написали всего один-два текста; например, Ольга Борисова — бывшая сотрудница полиции, сейчас участница Pussy Riot. В этом случае интересен именно личный опыт; это именно то, что в традиционных СМИ называлось бы колонкой.

,

КЕВИН РОТРОК, главный редактор «Эха Рунета» — Русскоязычного подразделения Global Voices:

,

,

Лучшая стратегия для автора RuNet Echo — сфокусироваться на чем‐то одном, использовать те преимущества, которых нет у обычного ж урналиста, поскольку он всегда скачет с предмета на предмет и следует трендам. Можно изучать одну конкретную тему и стать экспертом в чем‐то локальном — это преимущество в конкуренции с традиционными медиа.

,

Несмотря на то, что для RuNet Echo часто пишут профессиональные журналисты, это онлайн-издание не может стать полноценным конкурентом любому СМИ с классической редакцией и выстроенной моделью монетизации. Новости на RuNet Echo нерегулярны, и там невозможно найти анализ сразу всех актуальных тем. Однако для того, чтобы ничего не упускать, существуют информагентства; Global Voices же — о том, как важно рассказывать истории, о которых забывают или предпочитают не рассказывать вообще.

,

Граница между профессиональной журналистикой и гражданской журналистикой становится максимально размытой

,

Определение гражданского журналиста как «неподготовленного репортера-любителя» больше неактуально, как и романтизированный образ блогера с площади Тахрир во время крупной демонстрации. Гражданская журналистика постепенно приобретает черты традиционных медиа: например, у Global Voices есть целый свод правили этических норм, которые роднят его с профессиональными изданиями, такими как The Guardian или The New York Times с их Guidelines for journalists.

И это влияние взаимно. У онлайн-платформы МакКиннон и Цукермана, например, есть соглашение с крупнейшими медиа — среди них The Guardian с его New East Network, — они давно публикуют у себя контент, созданный авторами Global Voices. Кроме того, профессиональным медиа сейчас приходится писать (и очень много) о том, что когда‐то, казалось, останется только в блогах и социальных сетях: смешные видео котов, мемы, подборки «гифок»… Потому что сегодня важно только то, сколько людей это прочитают. Global Voices так же, как и все остальные медиа, борются за трафик, поэтому редакторы и авторы RuNet Echo так любят провокационные картинки и цепляющие заголовки. Только представьте, как захочется западному читателю «кликнуть» на заголовок, в котором есть словосочетание Lenin selfies. Сами авторы при этом стремятся к сдержанности и объективности — в терминах автора и бывшего редактора RuNet Echo Татьяны Локоть. Она считает, что объективность — это когда авторы не скрывают своих предпочтений: «Многие люди, пишущие для Global Voices, не беспристрастны. Они чьи‐то сторонники, участники событий в стране и гражданские активисты». Во всяком случае, такие авторы гораздо чаще заслуживают доверие аудитории.

,

Заходное фото и скриншоты: globalvoices.ru