Проект «Место встречи Невский, 70» в Доме журналиста 9 ноября продолжил цикл вечеров беседой о деловой журналистике. Экспертом темы выступила Анна Щербакова, бывший редактор петербургского бюро газеты «Ведомости».
«Деловая журналистика нужна для принятия управленческих решений. Такие газеты читают для дела, а не для развлечений», — сразу дает четкое определение Анна. Она признается, что работа с цифрами, серьезными темами для нее всегда была увлекательным процессом. Это еще и удобная наблюдательная площадка за тем, что происходит в экономике и политике.
Работа отражается и на жизни. По мнению Анны Щербаковой, меняется отношение ко всему, остается мало возможностей для самообмана, но и мыслишь иногда в других категориях: «Был случай, когда нужно было поддержать коллегу, и первое, что я сказала: “С точки зрения рынка, это плохо”».
В деловой журналистике какой-то части информации может не быть в открытом доступе, тогда важно уметь работать с источниками. В этом случае журналисту важно найти компетентных источников информации, наладить с ними контакт и заручиться доверием: «Со своей стороны вы гарантируете конфиденциальность».
Закрытие петербургского бюро газеты «Ведомости» Анна объясняет экономическими причинами. Платная подписка, платный доступ на сайт, мало рекламы и дорогое производство. Бывший редактор внесла ясность:
Есть спрос — есть предложение. Спроса не было, поэтому закрытие произошло по рыночным причинам. Газету читали не из-за петербургской страницы, поэтому без нее «Ведомости» продолжают существовать.
Анна Щербакова продолжает работать старшим преподавателем Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. О студентах-журналистах отзывается с одобрением, отмечает, что сегодня они больше заинтересованы в профессии. «Они мотивированы, знают, чего хотят и грамотно и профессионально себя ведут. Это обнадеживает». Своей преподавательской задачей считает научить студентов получать информацию, не поддаваться давлению и сохранять журналистскую репутацию.
3 вопроса Анне Щербаковой
Какие газеты, сайты читаете?
«Ведомости», «Коммерсантъ», «Фонтанка.ру», «РБК».
Журналистика — ремесло или творчество?
Ремесло. Творчества кот наплакал.
Бумажные издания себя изжили?
Новости для газеты уже не доживают до утра — их нужно публиковать на сайте. Для аналитики же больше подходит бумага. Пока бумажные издания приносят больше денег, потому что там реклама дороже.
,