Кажется, тут все просто: пишешь резюме, заходишь на хедхантер, рассылаешь — и всё. Но все, кто так делают, упускают огромное количество возможностей. Или не находят работу совсем.
Те, кто умеют искать, не умеют себя правильно подать. В вузах нас учат всему, кроме самого главного — как монетизировать полученные знания, как не профакапить свой шанс. Мы расспросили главных редакторов и медиаменеджеров, собрали весь свой опыт и опыт знакомых журналистов, которые в профессии давно. Получился небольшой, но подробный гид для тех, кто в поисках.
Начнем с простого — поиска открытых вакансий.
Где искать вакансии?
1 На сайтах изданий, которые вам нравятся и тех, в которых вы хотели бы работать
Почему: писать в медиа, которое вы сами любите, — это лучшее, что может быть. Вы будете делать свою работу с удовольствием. У каждого журналиста в голове должен быть список «Хочу к ним!» — список СМИ, куда он мечтает попасть. Окучивать можно все по очереди, заходя на сайт в раздел «Вакансии».
Что делать, если вакансий нет: написать в редакцию небольшой рассказ о себе (как составить письмо, объясним ниже), приложить лучшие статьи (две-три, больше не нужно). Вами займутся, когда редакции понадобятся свободные руки и светлая голова.
2 В телеграм-чатах и каналах
Почему: вся медиатусовка перетекла в Телеграм еще в 2016. Самые интересные, крутые и денежные позиции в изданиях закрываются задолго до попадания на сайты с вакансиями, и ваша задача — перехватить их.
Сначала редакция ищет человека по знакомым, и если такого найти не удалось, сразу идет в Телеграм. Вакансии приносят в чат, или просто говорят, что «такое-то медиа в поисках журналиста». В каналах вакансии публикуются чаще всего подборкой с хештегом #вакансия.
Какие чаты нам нужны: Чат про удаленку, Чат журналистов
Каналы: Журналистика, Work for writers
3 В социальных сетях
Вакансии, которые попадают к нам, мы (телеграм-канал «Журналистика» — прим. ЖУРНАЛИСТА) размещаем в приложении ВКонтакте. Обратите внимание, что откликаться нужно не через приложение, а напрямую работодателю — то есть писать на почту, указанную в тексте вакансии.
Почему: Медиаменеджеры и главреды часто размещают объявления о поиске людей прямо в своем фейсбуке. После такого поста они получают десятки откликов.
На кого подписываться в Фейсбуке: главные редакторы изданий, в которых вы хотели бы работать, а также шефреды, реддиры и выпускающие. Узнать, кто где работает, можно через страницу «Контакты» на сайте издания. Пример — Никита Белоголовцев из «Мела», Илья Красильщик из «Медузы».
Еще про Фейсбук: вакансии часто можно встретить в открытых и закрытых группах для журналистов. Например, в «Журналисты и блогеры», «Журналистика и медиарынок», «Работа для пишущих». Ссылок не будет — поиск по Фейсбуку вам все покажет.
Во ВКонтакте по журналистике сообществ мало, но и там могут попадаться вакансии: Планерка, Журналистика и журналисты, факультет журналистики СПбГУ.
4 Сайты с вакансиями, Galima HR и «Антирабство»
Намеренно ставим их в хвосте — вакансии в блоги Галимы и Алены Владимирской часто попадают с опозданием (см. пункт 2), на HeadHunter идут те, кто уже отчаялся кого-то найти — а это значит, либо вакансия полное говно, либо текучка большая.
Но! Совсем без HH.ru нельзя: он хорошо работает, если вы ищете работу в классическом СМИ — в печатке, на радио или ТВ. За пределами Москвы и городов-миллионников классические издания редко пользуются соцсетями и мессенджерами для поиска стажеров и сотрудников, по старинке размещают информацию на Rabota.ru, Superjob и HeadHunter. Если живете в небольшом городе, вместо мессенджеров стоит сначала просмотреть эти сайты.
За HH.ru известна также болезнь, которая называется «Мы не смотрим отклики». Эйчары или редакторы часто забывают проверить, откликнулся ли кто-нибудь. О неумении искать сотрудников нужно делать отдельную статью, но если есть возможность, лучше постараться выйти на прямой контакт эйчара или редактора — вакансию найдете на cайте, а откликнитесь напрямую.
Как правильно откликаться на вакансию
Переходим к сложному и сразу дадим слово главным редакторам.
Лена Бабушкина, главный редактор The Village Екатеринбург:
Первое впечатление формируют соцсети и сопроводительное письмо. Вкус, чувство такта, умение обращаться со знаками препинания и структурировать мысли — всё это на виду. Отталкивают «простыни» без красных строк, обилие восклицательных знаков и многоточий, лишние или отсутствующие пробелы, безвкусные иллюстрации. Вряд ли автор справится с большим текстом, если не смог осилить пару абзацев.
Важно любопытство и умение задавать вопросы. В публикациях всегда видно халтуру и скуку, заметно, когда автор плавает в теме. Лучше прислать две хорошие статьи, чем десять недоделанных.
Я советую обходиться одним письмом: коротко рассказать о себе, прикрепить резюме и ссылки на публикации, задать вопросы. Это всем экономит время. Ещё лучше сразу предложить пару тем и рубрик, в которые хочется писать. Когда человек знает, чего хочет — это вызывает уважение.
Никита Белоголовцев, главный редактор Мел.фм:
Сразу же в резюме и/или сопровождающем письме давайте ссылки на свои работы. Если вы журналист и/или редактор, для меня нет ничего важнее ваших текстов. И пока вы пишете в письме «могу прислать при необходимости», я могу нанять вместо вас кого-то другого.
Читать все письма долго. Самые длинные летят в корзину первыми.
Наниматель не просто так просит указывать определённую тему письма. И с другой он ваше просто не найдёт (или принципиально не будет читать).
Шутки в сопроводительном письме — очень рискованная штука. Удачная очень сильно повысит ваши шансы. Зато плохая почти наверняка похоронит.
Три студийных фотографии в отклике на позицию редактора – явный перебор (одна тоже вряд ли поможет).
Предложение написать сопроводительное письмо «в свободной форме» не стоит воспринимать как «чем оригинальнее, тем лучше». Это всего лишь значит, что вам предлагают самому (или самой) выбрать всё важное о себе и описать это лаконично и человеческим языком.
Не надо выдумывать иллюзорную связь с желаемым местом работы. «Моя тетя всю жизнь проработала в школе, а младший брат в следующем году будет сдавать ЕГЭ. Поэтому тема образования мне очень близка и интересна». Не верю.
Тех, кто на следующий день прижимает работодателя к стене вопросами «А вы уже получили/прочитали резюме?», на работу не берут. НИ-КОГ-ДА.
Что посоветуем мы:
1 Ваши тексты — самое главное. Если вы собираетесь только постажироваться, можно присылать письмо без портфолио. В отклике на вакансию обязательно прикрепляйте тексты, но ТОЛЬКО И ВСЕГДА ссылками на Google Docs или сайты, где статьи размещены. Никаких прикрепленных документов в Ворде!
2 Пишите отклик коротко и грамотно. Если не уверены в себе, перепроверьте текст в Орфограммке, сверьте с Грамотой.ру. Грамотно — это еще и без излишеств, избегайте большого количества восклицательных знаков, многоточий.
3 Если вас просят откликнуться на конкретную почту конкретного сотрудника — откликайтесь только туда, не тормошите человека в Телеграме или Фейсбуке, не спрашивайте спустя сутки «НУ ЧТО, ВЫ МНЕ ОТВЕТИТЕ?»
4 Если в вакансии указана тема письма — обязательно проставьте тему, иначе ваше письмо будет трудно найти.
5 Приведите в порядок ваши страницы в соцсетях. Уберите похабщину и «крымнаш».
6 Не придумывайте легенд о том, почему вы хотите здесь работать — в сопроводительном письме лучше сосредоточиться на вашем опыте и том, как вы будете применять знания на новом месте.
7 Если вы фанат Ильяхова и прочитали все его рассылки — лучше умолчите об этом. Единственный случай, когда стоит это упоминать — если в вакансии указано, что вы должны любить инфостиль.
Никита Лихачев, главный редактор TJournal:
Нам периодически пишут люди даже тогда, когда никаких открытых вакансий нет. Я обращаю внимание на то, почему человек пишет нам: предполагаю, что он либо просто ищет работу и рассылает одно и то же по базе адресов редакций, либо хочет попасть именно в TJ.
Выясняю, чем именно человек хочет заниматься. Обращаю внимание на грамотность.
Ненавижу письма в подчеркнуто неделовом, «панибратском» стиле — со смайликами, шуточками, неправильной пунктуацией. Сопроводительное письмо должно быть нормально оформлено и по делу.
Провал, когда человек просто пишет «Хочу у вас работать» и прикладывает резюме без какой-либо самопрезентации. Предполагается, что я сам буду разбираться, подходит он мне или нет. Если человек мне не знаком, этот трюк не прокатит.
Я обращаю внимание на юмор — он виден через посты в соцсетях. Если у человека нет чувства юмора, он не подойдет TJournal».
Как составить идеальное сопроводительное письмо
1 Поздороваться и указать в первых строках письма имя, фамилию. Для удаленки город указывать необязательно. Возраст тоже опционально, на это не все обращают внимание.
2 Кратко описать прошлый опыт работы: не охватывайте все, чем вы занимались с момента, как изучили букварь — достаточно одного-двух основных мест. Если еще нигде не работали, так и напишите.
3 Упаковать информацию об опыте так, чтобы она была максимально сопоставима с тем, что вы будете делать на новом месте. Если вы не планируете заниматься переводами и вообще пробуетесь в редакторы, а не в авторы, можно не делать акцента на своем переводческом опыте. Если вы писали статьи где-то еще, помимо школьной или студенческой газеты, не упоминайте ваш школьный и студенческий опыт. Если кроме журналистики вы работали бухгалтером — не сообщайте работодателю об этом, если только не планируете делать тематические колонки о финансах.
4 Кратко рассказать о своих навыках и характере. Постарайтесь обойтись без «я коммуникабельный и ответственный», все равно у работодателя нет возможности это выяснить, пока вы не начнете работать. Лучше конкретику: «собирал данные для вот этого материала (ссылка)», «настраивал таргет и делал посевы вот для этих сообществ», «руководил отделом из пяти человек и умею выстраивать процессы с нуля», «сделал серию спецпроектов для компании N, вот ссылки», «свободно владею английским».
5 Не шутить. Большинство редакторов рады, когда им не приходится пробираться через гору шутливых метафор в письме. Они хотят видеть, зачем человек написал, кто он.
6 Уложиться в 1000-1500 знаков. Если не получается, подчищайте.
Кто нужен редакциям
Нужно изучить то издание, куда вы собираетесь прийти: понять формат, почитать материалы, посмотреть, что пишут в соцсетях сотрудники. Если вы — журналист серьезный и хотите заниматься большими экономическими материалами, вы вряд ли сможете делать короткие вовлекающие заметки для TJournal, например. Если пишите громоздко, сухо, не вылечились от канцелярита — вам будет тяжело работать в Афише или проектах Look at Media. Для хороших репортажей, которые выходят в Медузе, нужно движение — и вам не подойдет такая работа, если вы не готовы к командировкам.
Алексей Пономарь, издатель «Лайфхакер.ру»:
Мы вегда рады тем, кто понимает нашу специфику и может писать быстро, интересно, грамотно (это очень большая проблема в наше время), находить самостоятельно темы и думать над тем, как на его статьи будут реагировать читатель. Проще всего у нас начать с позиции новостника и просто подкидывать редакторам то, что находится в течение дня. Каждый день. Постепенно сформируется специализация, набьется рука и появится уникальный стиль, спаянный из того, что хочет автор, и того, что нужно редакции и аудитории.
Самый большой спрос сейчас на редакторов новостей, корреспондентов, смм-менеджеров и редакторов спецпроектов.
Какая работа нужна вам?
Невозможно подстроиться под редакции всех существующих в вашем городе изданий. Чтобы быстро найти работу, нужно четко представлять, что вы будете делать, и главное — что вы хотите делать лучше всех.
Не откликайтесь в издания, которые вам не нравятся. Больше задавайте вопросов на собеседовании — по-другому никак не понять, что за условия вас ждут. Не бойтесь выполнять тестовое: когда тестового нет совсем, вакансия должна вас насторожить — тут либо рады кому угодно, либо вообще не знают, как проверить профпригодность кандидатов. Не ведитесь на «чай и печеньки в офисе», «вид на набережную» и «проходки на концерты» — такое пишут, когда больше нечего предложить.
Если у вас остались вопросы или хотите, чтобы мы рассказали про поиск работы что-нибудь еще, напишите нам.
,
,