Деиндустриализация СМИ

,

Индустрия выросла из кустарных мастерских. Главным атрибутом мастерской была фигура мастера-ремесленника. Он сочетал в себе сразу три качества. Он был профессионалом в конкретном предмете, организатором собственного производства, а также директором по поставкам и сбыту.

С укрупнением производства эти три функции — производство, менеджмент, маркетинг — разделились. А потом бизнес и вовсе перешел на индустриальную основу, где персона мастера, менеджера и сбытовика вообще не важна, поскольку есть инфраструктура, выполняющая эти и многие другие функции отдельно от имярека.

Новые российские СМИ, начиная с 90-х годов, тоже прошли этот путь — от ремесленных мастерских (часто ремесленником был целый творческий коллектив энтузиастов) до индустриальных производств. Но, сказать по правде, до индустриальных машин добрались далеко не все. А теперь многие и вовсе повернули обратно.

Наблюдая некоторые отраслевые и региональные СМИ, я вижу, как из почти-индустриального состояния они возвращаются в состояние ремесленной мастерской.

В середине нулевых они уже почти стали производственными машинами. Но в конце нулевых и в десятых пришлось урезать расходы, штаты, сжиматься. Вот и сжались многие до размера подворья, где заправляет хозяин-ремесленник, окруженный двумя-тремя квалифицированными подмастерьями,  техническим персоналом и спорадическими подрядчиками, которых нанимают на редкие и узкоспециальные задачи.

Незавершенная индустриализация медиарынка повернула вспять. Теперь происходит деиндустриализация СМИ.

Конечно, и экономика в целом развернулась к постиндустриальным форматам. Даже крупные редакции все чаще практикуют схемы антрепризного театра вместо театра репертуарного. Но все же есть разница между переходом в постиндустриальный формат и деиндустриализацией. Во втором случае происходит спасительная деградация до уровня ремесленной мастерской.

,

Гибкость, реактивность — важные достоинства СМИ ремесленного типа; а главный недостаток — критическая зависимость от владельца

,

Из-за высокой адаптивности эти СМИ оказываются довольно живучи. Хозяин гибко сжимает или расширяет бизнес сообразно сезонному спросу и личным удачам на поприще нетворкинга. А рекламные продажи как раз и превратились в такой нетворкинг владельца. Подружишься с двумя-тремя интересными структурами — появляются реклама и сбыт, можно немного оживить производство.

Сезонные, местные или отраслевые события (выборы, отраслевые съезды, выставки, конференции и т.п.) тоже дают шанс нарастить объемы и подзаработать. В формате ремесленной мастерской это сделать проще и быстрее, чем в масштабе промышленного предприятия, каковым почти все эти СМИ стремились стать 10 лет назад.

Гибкость, реактивность, масштабируемость — важные достоинства СМИ ремесленного типа. А главный их недостаток — критическая зависимость от фигуры хозяина. Его личные навыки, личный финансовый капитал, а главное, личные связи предопределяют успех, но чаще — выживание. Именно личный нетворкинг владельца становится главным капиталом СМИ.

Признак «развития» СМИ по пути деиндустриализации: связи владельца постепенно начинают превосходить значимость собственно медийного бренда. СМИ становится приложением к хорошо интегрированному в рынок высококлассному (или оборотистому) медиа-менеджеру. Он становится этаким «блогером-наоборот».

Цель таких СМИ — не захват рынка, не сервис, не построение бизнеса, а выживание любой ценой. Часто они даже уже не нацелены на сбыт продукта. Задача сжалась до необходимости выглядеть медийным «органом» круга друзей владельца.

Именно поэтому и судьба таких СМИ предопределена «соцдемом» владельца. Социальный и демографический ресурс владельца составляют его возраст, таланты, а также круг «однокашников», «друзей» и «влиятельных друзей» — его условная телефонная книжка. Как только исчерпается этот личный ресурс, исчезнет и СМИ. (В некоторых случаях может сработать также фактор личной усталости.)

Поэтому анализ перспектив таких отраслевых или местных СМИ надо строить не на тематике или аудитории, а на фигуре, талантах, связях и «соцдеме» владельца. Примерно по модели, которую замглавы администрации Володин некогда применил к президенту страны: «Есть Путин — есть Россия. Нет Путина — нет России».

,

Заходная иллюстрация: metalspace.ru

,

Скриншот: iz.ru