,
За год после выборов Трампа цифровая подписка New York Times выросла на 60% и достигла в конце 3 квартала 2017 года 2,5 млн платных подписчиков. Это мировой рекорд.
На фоне подобного роста редакция объявила о смелом шаге. Если раньше читателям, не имеющим подписки, были доступны 10 статей в месяц, то теперь количество бесплатных статей сокращено до 5.
Это первое изменение подписной модели NYT с тех пор, как редакция ввела paywall в 2012-м. Есть риск, что нововведение снизит трафик, который критически важен для рекламы. Но обстоятельства складываются так, что возможности рекламной модели для СМИ становятся туманными из-за миграции бюджетов в Google и Facebook. А вот подписка для крупнейших американских газет после победы Трампа стала, наоборот, перспективным направлением бизнеса.
Это явление называется Trump bump — экономический рост, связанный с приходом Трампа. Он особенно ярко проявился в медиаотрасли. Политический шок от победы Трампа обратил внимание общественности на засилье fake news в интернете. Крупнейшие СМИ подхватили идею и продают себя как последний оплот демократии и достоверности. И это отлично работает. Цифровая подписка растет у многих крупнейших американских изданий.
,
,
На этом фоне многие из них начинают прикрывать лазейки свободного доступа к контенту, чтобы капитализировать Trump bump, то есть получить за подписку как можно больше денег.
The Boston Globe в мае сократила количество бесплатных статей с пяти до двух. The Wall Street Journal еще раньше перекрыла свободный доступ к своим платным статьям для тех, кто приходит через поисковые запросы Google. The Washington Post организовала доступ в форме бесплатной подписки на полгода, то есть читатели должны оставить свой email, чтобы получать рассылки. Это очевидный промежуточный шаг к последующим попыткам перевести бесплатных подписчиков на платную основу. О мерах по ограничению бесплатного доступа или планах по введению paywall сообщают и другие СМИ, в частности, Wired.
Таким образом, под влиянием интернет-платформ, перехвативших рекламный бизнес, и Трампа, напугавшего либеральную аудиторию ведущих газет, подписные перспективы в медиабизнесе начинают преобладать над рекламными. Вопрос: насколько эта тенденция специфична, во-первых, именно для американской политической ситуации и, во-вторых, для крупнейших англоязычных газет с огромными аудиториями. Ведь даже небольшая конверсия больших аудиторий в платную подписку дает ощутимые финансовые результаты. Но для этого надо иметь миллионы посетителей трафика — и он есть у крупнейших американских газет.
Признаков цифрового подписного бума в других странах пока не наблюдается.
,
,