Спасите наши буквы

Выживание издательского рынка — сегодня вопрос политический, а не экономический. Так считает генеральный директор журнала «Женское здоровье» Игорь Мосин. Никакие разовые льготы, преференции и послабления уже не помогут. Отрасли необходимы глубокие, системные, концептуальные преобразования.

 

,

,

— Игорь Иванович, издатели сегодня пребывают в состоянии уныния, пессимизма и выжидания. Как вы оцениваете нынешнее состояние печатных СМИ?

— Диагноз однозначный: отрасль в коме. Она исчезает. На поверхности удерживаются глянцевые, рекламные, крупные еженедельники и газеты, государственные издания и всякие кроссворды с телегидами. Но даже за них дистрибьюторы отвратительно платят. Мои коллеги издатели ведут сегодня по 10‑15 судебных дел, пытаясь получить деньги за проданную продукцию. Система дистрибуции в коллапсе. По-моему, это вселенский позор для страны — лишиться печатных СМИ в ХХI веке.

 

— В чём причина? Ведь 30 лет назад тиражи исчислялись миллионами.

— Главная причина — в дикой модели экономических отношений. Есть набор игроков, которые руководствуются сугубо эгоистическими интересами. А норм, стандартов, правил игры так и не появилось. У тебя много ходовых изданий — ты давишь ими дистрибьютора. У дистрибьютора солидная сеть — он давит издателей помельче. А дистрибьюторов в свою очередь прессует ритейл.

,

Есть набор игроков, которые руководствуются сугубо эгоистическими интересами. А норм, стандартов, правил игры так и не появилось

,

— А какой должна быть, по‑вашему, новая модель?

— Отрасль должна перейти на рельсы саморегулирующейся организации (СРО). Все печатные СМИ в России в обязательном порядке должны стать членами этой организации. Жить по её правилам. Правила, стандарты, нормы должны быть одни и те же для мелких, средних, и крупных издателей. В интересах всех участников рынка.

 

— И вы уверены, что такая модель даст рынку импульс для развития?

— А что ещё ему может дать импульс? Вот пример из смежной области. Сейчас в книжном секторе бал правит одна крупная издательская компания. Став фактически монополистом, она прекрасно отстроила систему дистрибуции. Издатели и дистрибьюторы работают в тесном контакте. Вместе заранее определяют и цену, и тираж, и систему продвижения. Издатель почти в режиме онлайн отслеживает прохождение книги через торговые сети и её сбыт. Про возврат денег речь даже не идёт. Мы о таких в общем‑то элементарных вещах и мечтать пока не можем. Всё тонет в бесконечных призывах к объединению. У нас в отрасли есть видимая активность общественной деятельности — проблемы ездим обсуждать по заграницам, совещания проводим даже в стенах Госдумы — только жить от этого, увы, не становится лучше.

 

— Получается, спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

— В какой‑то степени да. Во-первых, мы сами должны разработать принципы СРО, по которым будем жить. Нет доброго дяди, который сделает нам хорошо. А вот облечь их в форму закона — тут без помощи государства не обойтись. Во-вторых, индустрия должна пролоббировать закон об особом статусе печатных СМИ как социальном товаре. Он должен стать экономической базой для развития печатных СМИ. В-третьих, необходимо вернуть дотации на подписку «Почте России». Главная задача издателей в нынешний переломный момент — добиться привилегированного общенационального режима для СМИ. Добьёмся — выживем.

Есть и ещё несколько принципиальных моментов, от которых фундаментально зависит сегодня российский рынок прессы: низкий потребительский спрос населения, неразвитость рекламного рынка и гигантские расстояния, на которые приходится перевозить печатные издания. В советское время эти риски брало на себя государство. И тиражи были миллионные, и народ читал. Потом государство самоустранилось. И мы из самой читающей страны превратились в потребителей фейковых новостей. Это проблемы государственного уровня. И решать их надо на этом уровне. Никакие издатели их не способны решить.

 

— Тут же слышу, как чиновники возразят: «Денег нет, а вы какие‑то льготы себе требуете».

— Дают же деньги оборонке, банкам, аграриям. Где‑то находят? Тем более, и первый закон, и второй не требуют живых денег. Всё в виде облегченного налогового бремени. Но без реального объединения издателей в единую индустрию у нас ничего не получится. Кто будет эти деньги требовать у государства? От чьего имени? Несколько наших общественных организаций? Они никак между собой не договорятся.

 

— Вы уверены, что эти два закона дадут толчок развитию отрасли?

— Будет не просто толчок, а взлёт, если государство начнет заниматься субсидированием подписки. Ведь в советские времена большая часть многомиллионных тиражей приходилась именно на подписку. Государство ставило высокую задачу — повысить профессиональный, культурный, нравственный уровень народа за счёт доступности прессы. Без привычки к чтению, к работе с печатным словом страна не может быть конкурентоспособной. Не привьём детям любовь к чтению — потом они и в интернете ничего читать не будут. Как только стоимость подписки станет по карману даже пенсионерам, мы выйдем из комы. Цена вопроса — просто смешная для государства. По разным оценкам, около 20 млрд рублей.

,

Будет не просто толчок, а взлёт, если государство начнет заниматься субсидированием подписки

,

— Вы ставите перед сообществом гигантские задачи. Сильно сомневаюсь, что мы при нашей разобщённости способны даже на реальное обсуждение проблем. Не говоря уж о подготовке законов и их лоббировании.

— Я же сказал: сегодня вопрос существования издательской отрасли уже не экономический. Если у нынешнего поколения общественных деятелей, издателей, дистрибьюторов нет понимания ситуации, желания отстроить рынок — это не значит, что печатные СМИ исчезнут вместе с ними.

В обществе всегда есть силы, понимающие роль СМИ в современном мире. Вне рамок самой отрасли. Вот с ними и надо вести диалог. Наша задача — найти этих союзников. Предложить им своё видение развития отрасли. Убедить их повлиять на принятие нужных программ, законов для развития СМИ. Это трудно и долго, но кто может предложить другой путь?

 

— Сегодня у нас происходит всё наоборот. Государство режет бюджеты по всем статьям. А вы предлагаете дотации по подписке, хотите вернуть государственную систему распространения прессы, требуете льготы для СМИ. Это же утопия.

— Уверен, в ближайшее время экономическая модель в стране поменяется. Рыночная экономика — это игра без правил. В конечном счёте, она ведёт к саморазрушению экономики. Нигде в мире нет такой «чистой» рыночной экономики, как у нас. Везде законы, нормы, стандарты. Заметьте, проблемы не только у издателей. Жизнь требует перемен. Они в воздухе. И издателям надо к ним активно готовиться. У нас должна быть продуманная стратегия и тактика будущего развития нашей отрасли. Наша дорожная карта. Надо создавать рабочую группу и начинать активно работать по этим трём направлениям — СРО в СМИ, пресса как социальный товар, дотации на подписку. Возможно, всё выльется в комплексную государственную программу по развитию печатной прессы в России.

Мне кажется, у нашего издательского сообщества есть своя, особая миссия — снова превратить Россию в самую читающую страну в мире. Есть за что бороться.

,

Заходное фото: shutterstock.com

,

Фото: «Женское здоровье»