Обязательный предмет — журналистика

Как говорить со школьниками о журналистке: серьезно или играя в профессию? ЖУРНАЛИСТ спросил у Надеждой Кулаковой, педагога центра дополнительного образования «Орбита» и гимназии с инклюзивным образованием «Российская школа» (г. Королев Московской области).

 

,

,

— Уроки по журналистике стоят в сетке учебных занятий?

— Да, подобные уроки обязательные для школьников, это вид их проектной деятельности. С ребятами мы выпускаем классные газеты. Я работаю с тремя классами, значит, три газеты в каждом классе выпускаем еженедельно.

 

— Как строятся ваши уроки?

— Ребята получают сведения о жанрах, потом провожу с ними тренинги. Если осваиваем технологию репортажа, то использую такое упражнение «репортаж из сказки». Например, берем сказку «Красная шапочка», выбираем ребят, которые берут ручки, представляя, что это микрофоны. Мы разыгрываем прямой пятиминутный эфир на радио. Обычно проверяю готовность ребят так: «Первый микрофон, второй, третий, четвертый, пятый, как слышите меня?» Кто-то из ребят засекает время. Я выступаю в роли ведущего: «Уважаемые радиослушатели! У нас есть уникальная возможность наконец-то разобраться в разных версиях сказки «Красная шапочка. Наши корреспонденты находятся возле домика бабушки, куда сейчас должен подойти волк. Первый микрофон, где вы находитесь?» Дальше ребята описывают, где они находятся: на дереве, на крыше, за кустом. Моя задача, чтобы они начали описывать местность, точку события. Для этого задаю наводящие вопросы: «Вы находитесь сейчас на крыше, подскажите, какая там крыша: соломенная, черепичная, железная, деревянная?». Они должны показывать свои представления о местности. Потом мы меняем корреспондентов, и они продолжают описание, дополняя друг друга. Таким образом, ребята понимают, что нужно рассказывать о событии в действии. Потом они пишут репортаж с урока или перемены. Каждый описывает тот момент, который наиболее ему запомнился. Вот так строятся занятия: на сказке поучились, потом работаем с реальностью.

 

— Какие еще упражнения используете для освоения жанров?

— Когда ребята учатся писать зарисовку, раздаю им небольшие тексты с описанием героев мультфильмов, которые они должны собрать по смыслу в один текст и назвать имя героя. После чего школьники сами составляют тексты- загадки по другим героям сказок и мультфильмов. А потом начинают писать о человеке. Они должны написать так, чтобы человека можно было бы узнать, не называя его имя. На занятии мы говорим о том, что зарисовка — это описание человека не по внешности, а по его поступкам. Предпринимая попытку написать зарисовку о каком-то человеке, обсуждаю с ребятами, какой личный поступок лучше всего его характеризует. Потом мы выпускаем газету из одних зарисовок. Когда изучаем интервью, ребята беседуют с учителями, охранниками, дворниками — словом, со всеми, кого найдут в школе во время урока.

,

На занятии мы говорим о том, что зарисовка — это описание человека не по внешности, а по его поступкам

,

— Есть ли у вас упражнения по работе с источниками информации?

— Ребята осваивают технологию работы со всеми источниками. Расскажу, как мы работаем с документами. Прошу школьников изучить все объявления в школе. Это очень интересное задание, которое позволяет понять, кто какие документы нашел и прочитал. Недавно один шестиклассник, например, сделал материал, изучив всю наглядную информацию в школе о пожарной безопасности.

 

— Вы сами задания придумываете?

— Что-то придумываю сама, а что-то использую из опыта моего учителя и наставника Галины Васильевны Маркеловой.

 

— Расскажите о ней.

— В «Калининградскую правду» я пришла школьницей, училась в 7 классе. Кружок по журналистике там вела Галина Васильевна. Она закончила филфак и работала журналистом. У нее была группа по инвалидности. Первое впечатление от общения с ней было очень тяжелое. Человек говорит, с трудом подбирая слова, лицо его при этом кривится. Но через 10 минут разговора каждый, кто общался с Маркеловой, забывал, что она инвалид. Галина Васильевна была очень интересным и эрудированным человеком. Мы соревновались за право проводить ее домой. Это была возможность остаться один на один с ней и поговорить о том, о чем хочешь. С 7 класса до окончания школы занималась в этом кружке, была помощником Галины Васильевны. А потом стала работать вместо нее.

 

— Вы работали в профессиональной прессе?

— Да. Пришла в «Калининградскую правду» юным журналистом, потом работала там машинисткой, корреспондентом, ответственным секретарем и главным редактором газеты. После окончания факультета журналистики МГУ начала работать в Юнпрессе главным редактором общероссийской «Юношеской газеты». Это организация юных журналистов, которая возникла в 1990 году как детское информационное агентство. Там новости готовили сами школьники. Работали мы под эгидой ИТАР ТАССА, делали информационные молодежные выпуски. Тогда еще не было интернета, все передавалось по телетайпу. Юнпресс работал на весь Советский Союз. Наш клуб «Гайдаровец» был частью агентства, в том смысле, что мы тоже поставляли туда информацию.

 

— Расскажите об особенностях работы Юнпресса?

— Мы детей, достигших четырнадцатилетнего возраста, брали на должности выпускающих редакторов, корреспондентов, заведующих отделами. Это были минимальные ставки, конечно. Но на каждого школьника заводили трудовую книжку и официально начисляли зарплату. Это касалось тех ребят, которые жили постоянно в Москве. Ребятам из регионов, которые приезжали в Москву на неделю во время каникул, предоставлялись общежития. Они проводили интервью с представителями власти, например, беседовали с министром обороны и министром образования.

 

— А кто оплачивал им эти поездки?

— Регион. Власти, если они хотели, чтобы их ребята «засветились» в Москве, оплачивали им гостиницу. А мы заказывали экскурсии, договаривались о проведении интервью и пресс-конференц, готовила рабочие места за компьютерами.

 

— Что дала региональным юнкорам стажировка в Москве?

— Для многих это была хорошая школа жизни, расширение их представлений о мире, встречи с интересными людьми, которые оказывают большое влияние на человека в период его становления.

 

— Когда делаете сегодня газету с юнкорами, кем вы себя ощущаете? Учителем, журналистом?

— Скорее всего, их старшим другом. Хотя, конечно, я в их глазах журналист, который передает им знания по специальности и педагог, который каждого должен выслушать и понять.

 

— Какие они, эти ребята, которые хотят быть журналистами?

— Они все хорошо технически оснащены, работают с интернетом постоянно. Вот приходит ко мне ребенок и говорит: «Я уже решил, что мы создаем группу нашей газеты и будем там общаться». Они меньше бояться контактировать со взрослыми. Хотя в каких-то вещах могут быть наивными. Мне кажется, что ребята из того поколения, к которому принадлежу я, более строго относились к специальности, более ответственно.

,

Приходит ко мне ребенок и говорит: «Я уже решил, что мы создаем группу нашей газеты и будем там общаться». Сейчас дети меньше бояться контактировать со взрослыми

,

— За время работы с начинающим журналистами вы изменились?

— Я тоже расту, учусь у них. То, что делала сначала интуитивно, теперь делаю осознанно. Раньше, работая с новичком, ставила перед собой задачу не критиковать, а хвалить ребенка, поддержать, чтобы у него не опустились руки. Теперь выстраиваю целую цепочку поощрений, чтобы он не остановился на том, чего уже достиг.

 

— Вы правите их тексты? Обижаются?

— Мы работаем с ними вместе. Говорю: «Посмотри, вот если мы это слово заменим, видишь, как изменится смысл». Или: «Я сама не знаю, как точнее сказать, может ты сам подумаешь». И тогда они включаются в процесс создания текста, понимая его тонкости. У меня разработана целая программа обучения журналистике.

 

— В чем роль взрослого в работе с детьми над созданием газеты?

— Тот, кто работает с детьми, должен им помочь в становлении гражданской позиции. И пусть не каждый ученик станет в будущем журналистом, но зато многие станут личностями со своим мнением.

 

— У вас есть единомышленники?

— Сегодня с детьми занимаются разные люди. Среди них есть те, кто делает экономические проекты. Они учат детей создавать рекламную продукцию. Есть ребята, которые настроены писать за деньги и на заказ. Очень многие из них со школьных лет начинают зарабатывать такой «журналистикой». И кто-то их этому учит! А есть люди, которые заботятся о формировании жизненной позиции и нравственных ценностей. Вот это и есть мои единомышленники.

,

есть люди, которые заботятся о формировании жизненной позиции и нравственных ценностей. Вот это и есть мои единомышленники

,

— О ком-то из них вы можете рассказать?

— Конечно, об Александре Васильевиче Суворове. Вместе разработали проект, который назывался «Дети-инвалиды и журналистика». Это совместный проект с общественной организацией «Детский орден милосердия», получили на него грант. Александр Суворов не видит и не слышит от рождения. Он доктор психологических наук, работает по своей программе с детьми-инвалидами. Мы сделали проект, собрали ребят с разными диагнозами со всей России. Я занималась с ними журналистикой, Александр Васильевич вел другие предметы. Детей из регионов с инвалидностью для участия отобрали инвалидные организации. По гранту им оплатили приезд в Москву и проживание. Дети разные, например, ребята, которые приехали из Оренбурга, были абсолютно слепые. Потом они стали музыкальными диджеями на радио. Мы обучали работе в звуковой программе. С Набережных Челнов приехал мальчик на костылях и девочка-колясочница. Им было по 13 лет, но они писали потрясающие материалы. Их заметки потом публиковала газета «Трибуна». Они приезжали в Москву на зимние и весенние каникулы, получали домашние задания. Одно из них — опубликоваться в своей региональной прессе. Многие впоследствии стали сотрудничать с местными СМИ.

 

— В чем особенность занятий по журналистике с детьми с ограниченными возможностями?

— Журналистика им помогает понять свою значимость. Педагог должен им помочь найти свою творческую нишу. Хорошо помню мальчика-инвалида из Липецка, который приехал с папой. Он изумительно описывал природу и замечал то, что не видят другие.

 

— Как вам удается выявить способности ребят?

— Сначала даю общее задание: за чем-то понаблюдать. Потом спрашиваю: «Что ты увидел вокруг себя?» Каждый пишет о том, что ему интересно, и это подсказка для взрослых — потом можно определить наклонности ребенка.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com

,

Фото: из личного архива Надежды Кулаковой