Первая в мире Школа журналистики

Сегодня подготовка бакалавров в России — основа культурного контекста журналистского образования. Подобная модель обучения исторически сформировалась на Западе. Но чужой опыт является эффективным только в том случае, когда он актуализируется в новых условиях с учетом национального развития и конкретной исторической ситуации. Поэтому не все, что используется в западном образовании, может оказаться востребованным в России. Подготовка специалиста обусловлена многими факторами. Во-первых, формировать личность возможно в рамках определенной культуры, так как именно она определяет характер образования и те требования, которые предъявляются к будущему специалисту. Во-вторых, его личность формируется с учетом национальной специфики, так как содержание учебной деятельности всегда культурно-исторически обусловлено, то есть образование выступает транслятором значимых и исторически устойчивых норм и ценностей конкретного общественного бытия. В-третьих, на формирование специалиста оказывают влияние процессы текущей действительности, которые стимулируют появление тех или иных качеств личности.

Несмотря на национальные особенности, западный практически-ориентированный подход к обучению журналистов получил широкое распространение в России и во многом определяет перспективы развития журналистского образования. Представим некоторые важные западные направления подготовки журналистов-бакалавров.

 

Практика во время обучения

Обучение журналистов в университете Миссури-Колумбия (здесь в 1908 году создана первая в мире Школа журналистики) ориентировано на непрерывную практику в ходе обучения. Еще основатель и первый декан школы Уотер Уильям сформулировал философию этого учебного заведения, суть которой — обучение в процессе реальной практики.

,

,

Rio James, выпускница университета Миссури-Колумбия

,

Центральным звеном в учебном процессе является газета «Миссуриан», в которой работают все студенты-бакалавры независимо от выбранной специализации в течение первого семестра (проходят практический курс репортажа). Они посещают всего две лекции, а в редакции проводят не менее 20 часов. Каждого студента курирует преподаватель-редактор, который работает с ним в течение всего семестра. Обычно он ведет группу из 15-20 студентов. Основные задачи редактора-преподавателя — обучить студента основным приемам поиска и обработки информации, умению пользоваться базами данных и другими источниками, а также профессионально брать интервью. Кроме работы на базе газеты проводятся специальные курсы по редактированию, интернет-журналистике.

 

Гуманитарная подготовка журналиста

Сегодня не всех журналистов и исследователей СМИ устраивает существующее положение в этой области. Например, по мнению британского исследователя массмедиа Амана Брайера, нужно реформировать журналистское образование. С одной стороны, необходима практика, соответствующее окружение коллег, способных дать дельные советы или даже взять с собой на задание. С другой — важна общегуманитарная подготовка: иностранные языки, изучение культур других стран и народов. Научить будущего журналиста думать можно лишь при освоении истории, философии, стилистики родного языка. А эти предметы нередко вообще не входят в учебные программы.

Современное западное образование все больше склоняется сегодня в пользу общегуманитарной подготовки журналистов. С точки зрения британского историка, журналиста и исследователя в области журналистики Стефана Павловича, большое значение имеет знание философских категорий, исторических фактов и явлений. Без этих компетенций не может формироваться журналистская культура: способность анализировать факт с различных сторон, делать конкретные выводы.

,

,

Townsend Hall в университете Миссури, где проходят занятия по новым технологиям

,

Журналистское образование во многих странах Европы включает в себя систему переподготовки профессиональных работников СМИ, причем акцент чаще всего делается на актуализацию творческих способностей журналистов. Например, в Школе журналистской переподготовки в городе Кальмаре (Швеция) предпочтение отдается анализу творческих методик, развитию креативности работников массмедиа, потому что, по мнению преподавателей этой школы, в повседневной информационной гонке почти у всех журналистов собственно творческая составляющая профессии практически отсутствует.

 

Правила закона

Журналистская культура складывается из многих факторов, приоритетными из которых на Западе считаются вопросы права. Школы журналистики в США обучали несколько поколений студентов основам права. Учащиеся узнавали, например, о клевете, частной жизни, доступе к правительственной информации и регулировании вещания. Это — стандартные компоненты программы школ журналистики для Соединенных Штатов.

Ведущей методикой для многих преподавателей в США является обучение правилам закона, «который управляет журналистикой». Основу обучения составляет работа студентов со сценариями, которые берутся преподавателем из реальной практики судов, публикаций или просто придумываются. В аудитории учащиеся обсуждают сценарий, пытаясь найти варианты поведения для журналиста на суде или возможности публикации материала. Подобный подход к образованию, по мнению преподавателя Кэти Пакер, более продуктивен, чем запоминание норм закона: «Какая польза от норм закона, если не знаешь, как их использовать. Мои коллеги, кто преподает этику, также убеждены в необходимости такой методики — учить студентов критически осмысливать этические дилеммы». Концептуальным в обучении журналистов для многих преподавателей США является предоставление студентам возможности в период обучения сформировать потребность в свободе выражения мнений.

,

Кэти Пакер: «Какая польза от норм закона, если не знаешь, как их использовать»

,

Конечно, задача научить свободно высказывать свою точку зрения не исчерпывает всего круга проблем, стоящих перед теми, кто занят подготовкой журналистов. Но такой подход представляется продуктивным в связи с тем, что успех журналиста зависит от особенностей эмоционально-психического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является любопытство, обращенность психики вовне (журналист-экстраверт, а не интроверт), стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества — и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации.

 

Как научить креативности

Есть достаточно причин говорить о сходстве подходов российской и западной школ журналистики, основанных на понимании значения для современного журналиста как общегуманитарной подготовки, так и практических навыков.

За последние выступает, например, доктор философских наук, автора книг по журналистскому творчеству и психологии журналистики Владимир Олешко. Как дряхлеющие мускулы требуют систематических тренировок, так и журналисты должны попадать время от времени в экстремальные условия жесточайшей творческой конкуренции, работы «на вырост», отмечает он. И это должно быть созидание, а не абстрактное усвоение лекционного материала или «игра» в творчество. Это высказывание особенно актуально для отечественной системы подготовки журналистов. Олешко подчеркивает, что в России на журфаковских лекциях и семинарах преподаватели чаще всего ориентируются на обогащение знаний аудитории, а развитие креативности будущего журналиста проходит без практической подготовки к профессии.

 


Приглашаем преподавателей журфаков поделиться своим опытом освоения западных подходов к преподаванию журналистики с учетом российских культурных традиций и реалий нашей общественной жизни


пишите: [email protected], звоните: +7-499-152-19-07, +7-499-152-34-73

,

Заходное фото: shutterstock.com / University of Missouri building in Columbia

,

Фото: news.missouri.edu