Борису Николаевичу Киршину, известному российскому журналисту, декану факультета журналистики Челябинского государственного университета, 24 января исполняется 70 лет. Мы поздравляем его с юбилеем и предлагаем нашим читателям познакомиться с рецензией на его новую книгу «Прощай, Гутенберг!».
Сегодня у издателей печатных СМИ есть ряд проблем, вызванных экономическим кризисом в России. Положение усугубляется активным развитием Интернета и уходом наиболее «интересной» аудитории во Всемирную сеть. Снижение интереса к чтению (общемировая тенденция), а также изменение характера «потребления» печатных СМИ (минимум свободного времени) приводит к кризису существующих бизнес-моделей. В этих условиях многие печатные периодические издания с большой историей прекращают свое существование. Почему печатные издания уходят с рынка СМИ? Этот вопрос актуален для многих исследователей массмедиа.
В своей книге Киршин проанализровал историю газеты «Челябинский рабочий» в контексте современного состояния регионального медиарынка. Автор монографии долгие годы был главным редактором старейшей региональной газеты России, что позволило ему всесторонне исследовать обстоятельства прекращения выпуска «Челябинского рабочего». В книге на примере конкретной газеты прослеживаются тенденции развития регионального медиарынка.
Отметим несколько наиболее актуальных и «удачных» идей автора. Основная причина прекращения выпуска «Челябинского рабочего», по мнению Киршина, — уменьшение роли газеты в жизни области.
,
,
Борис Киршин
Отступление было вынужденным. Развитие Интернета привело к сокращению тиража и, соответственно, аудитории газеты. Меньше тираж – меньше рекламы. Снижение доходности компании ограничивало возможности проведения масштабных газетных компаний и маркетинговых мероприятий. С уменьшением периодичности выхода газеты сначала на 40, потом на 80 процентов, соответственно, уменьшилось место, которая она занимала в жизни южноуральцев.
Борис Киршин здесь говорит о сути того, что происходит с независимой и всей другой печатной прессой в последние годы в России. Автор рассказывает, что на фоне ослабления позиции газеты в общественной жизни области велись постоянные поиски выхода из кризиса. В монографии рассмотрены основные стратегии развития региональных СМИ, в числе которых автор называет новые компетенции журналистов.
• работать с опорой на социальные сети, форумы, опросы и другие источники информации;
• четко определять тему будущей публикации в рамках своей творческой специализации;
• искать информацию в Интернете, в базах данных (статистических отчетах и др.) с последующим ее анализом, систематизацией и интерпретацией;
• четко формулировать свою позицию по наиболее резонансным темам (авторские колонки);
• выстраивать информационное сообщение, исходя из следующих функциональных критериев: прикладной характер транслируемой информации, общественная значимость информации, побуждение читателей к дискуссии по поводу публикуемой информации;
• выстраивать информационное (аналитическое) сообщение по принципу от более важного к менее важному;
• модерировать (вести) дискуссию в сети по теме публикации;
• работать в разных форматах, (новостном, аналитическом, публицистическом) и др.
Борис Николаевич приводит в своей книге конкретные примеры и приходит к выводу, что прекращению выпуска печатных СМИ способствуют серьезные изменения в журналистике, связанные с цифровой революцией в информационной сфере. Потеря интереса к аналитике на фоне требования времени — оперативности распространения информации — также способствует тому, что печатная пресса становится вторичной по отношению к Интернету.
Книга Б. Н. Киршина вносит серьезный вклад не только в историю современной российской журналистики, но и дает основание для расширения представлений о трансформации моделей прессы в новых социально-политических и экономических условиях. Книга может быть полезна как для организаторов СМИ, так и для исследователей медиа.
,
,