Отвечая на вопрос, что является ценностями нашей профессии, мы определяем направление современного журналистского образования. Государственные стандарты утверждают, что задача образования — формирование не только интеллектуального, но и духовного пространства личности студента, так как эффективность журналистской деятельности напрямую зависит от уровня профессиональной культуры и социальной ответственности журналистов. Звучит красиво, но, как известно, не всегда реализуемо на практике. Причина кроется в том, что зачастую задачи формирования личности будущего журналиста и в образовательных программах, и на практике очень расплывчаты. Чаще всего речь на занятиях идет о структуре и функциях СМИ, реже — о месте начинающего журналиста в медиаиндустрии. Вместе с тем существует опыт преподавания профессиональных дисциплин, в рамках которых особое внимание уделяется развитию системы ценностей студентов-журналистов. Предлагаем познакомиться с методикой преподавания дисциплины «Введение в специальность», разработанной Татьяной Саблиной.
Дисциплина «Введение в специальность» читается у студентов-журналистов, как правило, на первом курсе, где можно особое внимание уделить подходам к саморазвитию творческой личности. Важность курса состоит в том, что, помимо освоения теоретических знаний и умения применять их на практике, акцент делается на формировании ценностных ориентаций будущих журналистов.
На первом занятии по дисциплине «Введение в специальность» студентам предлагается ответить на вопросы анкеты о предназначении журналистики, роли журналиста в современном обществе, критериях профессионализма. Но самым сложным, как отмечают студенты, является вопрос о ценностях журналистской деятельности. Не случайно большинство учащихся, как правило, вообще не могут ответить на поставленный вопрос, что свидетельствует о размытом представлении о данной профессиональной доминанте. В анкете присутствуют такие определения ценностей, как «свобода слова», «ответственность перед обществом за сообщаемую информацию», «возможность самовыражения», «зарплата, материальные ценности», «повышение уровня знаний», «честность», «уважение аудитории», «полезные связи», «расширение круга знакомых».
,
,
Определить мотивацию выбора профессии, выявить уровень ценностного самоопределения будущих журналистов помогает анализ содержания творческого задания «Мой путь в журналистику», которое студенты готовят в форме доклада, презентации, аудиослайд-шоу или видеоролика. Для активизации взаимодействия со студентами занятия по дисциплине проводятся в интерактивной форме, как правило, это лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, профессионально-ориентированный тренинг, деловая игра, мастер-класс, индивидуальная и коллективная работа с журналистскими текстами.
Продуктивной формой проведения занятий является дискуссия, которая позволяет учащимся приобрести навыки отстаивать свою позицию в отношении актуальных вопросов современности. Такой подход побуждает будущих журналистов к динамичному поиску эффективных способов решения профессиональных задач. В качестве проблемных тем для обсуждения предлагаются следующие:
• «Миссия современной журналистики: миф, тренд или реальность?»;
• «Возможно ли оправдывать цензуру?»;
• «Журналистика — «четвертая власть» или политическая служанка?»;
• «Гражданская журналистика: за и против»;
• «Зависит ли творческая свобода журналиста от степени верности социальной позиции?»;
• «Роль СМИ в формировании ценностных ориентаций общества»;
• «Журналист — герой или антигерой современности?».
Кроме того, в контексте ценностных основ профессии значимым является изучение творческого пути и публикаций известных журналистов с ярко выраженной профессионально-нравственной позицией. В рамках семинарских занятий студенты готовят доклады о российских и зарубежных журналистах, характеризуют особенности их творческого стиля, анализируют ценности, которые журналисты транслируют аудитории.
,
,
Вместе с тем студенты с особым интересом и изобретательностью подходят к выполнению заданий, которые позволяют отразить особый взгляд на проблему через объектив фотокамеры: «Профессия в кадре»; «Портрет современной журналистики» (представление серии фотографий о журналистской деятельности); «Проблемный фотофакт» (иллюстрация скрытой или явной проблемы современности); «Жизнь в кадре» (фотографии разной тематики, например, «Ценности современного общества», «Социальные сети: за и против», «Город равных возможностей», «Журналист в информационном обществе»).
В качестве технологии «сопровождения» обучения и оценки учебной и профессиональной деятельности студентов по дисциплине «Введение в специальность» выбрано портфолио, которое они собирают в течение семестра. Подготовленные работы позволяют проанализировать не только индивидуальные достижения учащихся, оценить степень освоения ими учебного материала, но и определить их ценностный, культурный уровень, помочь обозначить векторы профессионального развития будущего журналиста.
Студенты готовят материалы для портфолио по основным разделам:
1 Самопрезентация. Рассказ о себе, который сопровождается иллюстрацией в виде слайдов, фотографий.
2 Теоретический блок составляют тезисы учебных материалов, фрагменты презентаций, которые готовятся к семинарским занятиям, высказывания журналистов о профессии, материалы из научных и профессиональных журналов и другое.
3 Тезаурус. Даются определения «ключевых понятий» теории журналистики из словарей, учебников, монографий.
4 Практический блок. Представляются учебные творческие работы, разработанные и реализованные проекты, собственные публикации в СМИ.
5 Научно-исследовательский блок (тезисы докладов на конференции, научные статьи, фрагменты рефератов, курсовых работ).
6 Рефлексивный блок (анализ собственной творческой, учебной, научной деятельности за семестр; эссе об аксиологическом аспекте журналистской деятельности, о видении своего профессионального будущего).
Обычно студенты, презентовав свою работу в конце семестра, продолжают готовить материалы для портфолио и в рамках других дисциплин профессионального цикла. Вот, к примеру, выдержки из работ будущих журналистов о значимости портфолио в учебной деятельности:
«Портфолио для меня — это ресурс хранения, накопления и предоставления информации, которую я пропустила через себя».
«Портфолио отражает мое мировоззрение. Казалось бы, что может говорить о человеке выбранная тема семинара, творческой работы, презентации? Как выяснилось, о многом. Характере, интересах, ценностных ориентациях, социальной позиции и … слабых местах. Так что портфолио — одновременно и говорящая «энциклопедия» моего мировосприятия».
«Портфолио позволяет проследить мой профессиональный рост, оценить потенциалы и наметить пути дальнейшего развития моей личности как журналиста».
Таким образом, курс «Введение в специальность» дает студентам возможность получить представление не только о теоретической и технологической сторонах журналистской профессии, но и ценностной, что способствует расширению границ взаимодействия с медиасредой и изменению отношения студентов к образованию и профессиональной деятельности
,