Фейковые новости: информационная мистификация

,

В издательстве «Аспект-Пресс» вышел новый учебник «Фейковые новости. Информационная мистификация». Я работала над ним совместно с Еленой Богдан, моей коллегой из Голландии. Мы начали исследование феномена фейковых новостей, потому что проблема мистификаций требует глубокого изучения. Современный мир в определенном смысле попал в ловушки, которую ему уготовили информационные технологии. 

В ходе работы над учебником мы общались с российскими, голландскими и американскими журналистами и анализировали различные СМИ и социальные сети. Главным выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования, является мысль о том, что распространение правдивых сообщений в современном мире потребует от журналистов больших усилий. И к этому должны быть готовы не только профессионалы, но и все пользователи медиа. 

 Книга состоит из четырех глав, в которых дается комплексный анализ процесса фейковизации современных медиа.

 

,

,

В первой главе «Фейковые новости: определение и природа происхождения» подробно рассматриваются прототипы фейков: слухи, шутки, розыгрыши, версии. Глава изобилует интересными примерами из истории массмедиа, которые подтверждают, что в период появления и развития журналистики большая часть новостей состояла из слухов. Конкретные факты показывают, что слухи исторически использовались как популярный прием ведения информационных войн.

 

,

,

Во второй главе «Фейк как мистификация» делается экскурс в историю мистификаций, которые в условиях развития Интернета приобретают массовое распространение. Подробно рассматриваются разновидности авторов-мистификаторов информационных текстов: боты, тролли и пранкеры. В главе говорится, что явление мистификации также затронуло все тексты (новости, научная публицистика, реклама, документы и другое), которые распространяются по массовым информационным каналам. На конкретных примерах из практики СМИ показано, как в текстах происходит смещение базовой ситуации. Так, например, рекламные сообщения маскируются под объявления, предложения о знакомстве и многое другое.

 

,

,

В третьей главе «Фейковые новости как результат нарушения технологии в работе журналиста» на примерах из СМИ показано, что появление фейков связано с игнорированием базового принципа журналистики: описывать жизнь, а не вымышленную реальность. В главе исследуется природа заголовка в фейковых новостях, особенности получения и предъявления информации, структурная организация текста. Также обосновывается допустимость фейков в отдельных жанрах журналистики, например, в фельетоне.

 

,

,

В четвертой главе «Подходы к распознанию фейков» дается обзор того, как в прошлом велась работа по предотвращению, сдерживанию и опровержению дезинформации и как стремление к точности передачи факта способствовало все большей профессионализации журналистского дела. Также здесь представлены подходы к проверке опубликованных фактов, которые выработали современные журналисты качественных изданий (такие, как The Guardian и The New York Times), эксперты и независимые организации по выявлению фейков (Full Fact, BuzzFeed, PolitiFact, Factcheck, Correctiv, Newscheckers) в разных странах. В этой главе рассматриваются приемы по распознованию фейковых новостей в медиа и социальных сетях. Здесь же приведен чек-лист разнообразных журналистских и экспертных приемов и подходов, который может пригодиться как опытному журналисту для сверки уже выработанных шагов, так и новичку в профессии — в качестве надежного путеводителя по факчекингу.

В книге приведены интервью с российскими и западными журналистами. Дискуссионный характер многих из них говорит о том, что проблема фейковых новостей не только вызывает серьезную озабоченность у исследователей массовых коммуникаций, но и является профессиональной проблемой для работников современных медиа.