Немного предыстории
Реформирование высшего образования в нашей стране началось уже давно, и все это время не прекращаются споры о целесообразности двухуровневой системы и компетентностного подхода, о принципах организации учебного процесса и уровне свободы в содержании образовательной программы, о требованиях и критериях оценки электронной информационно-образовательной среды и так далее. При этом УМО (а теперь УМС — учебно-методический совет) по журналистике на протяжении этих долгих лет всеми силами старается помочь вузам: проводятся рабочие встречи и семинары, ни один вариант стандарта не принимается без предварительного обсуждения и коллегиальных решений по принципиальным вопросам.
А вот активность и инициативность Министерства образования и науки проявляется в стремительности изменений главного документа, определяющего работу профильных факультетов и кафедр российских вузов. Первый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС 3) по журналистике был утвержден 21 декабря 2009 года и продержался меньше пяти лет: 7 августа 2014 года был принят ФГОС 3+, просуществовавший еще меньше. Причем почти сразу после его утверждения заговорили о стандарте четвертого поколения, но пока все ограничилось вторым плюсом.
ФГОС 3++ по направлению подготовки 42.03.02 — Журналистика утвержден 8 июня 2017 года приказом № 524 и вступил в силу 30 декабря 2017 года, однако в этом документе есть важные уточнения: «образовательная организация высшего образования вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия; прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 951 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный N 33777), прекращается 31 декабря 2018 года».
Таким образом, вузы, осуществляющие подготовку студентов по данному направлению, оказались в ситуации «двоевластия» (привет 1917-му): до конца 2018 года действуют оба стандарта, а соответственно, надо принимать решение, по какому из них набирать студентов в сентябре текущего года.
Презентация на Моховой, 9
Руководители факультетов, кафедр, основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по журналистике из 72 вузов от Калининграда до Владивостока и от Архангельска до Севастополя собрались на презентацию проекта примерной (!) основной образовательной программы (ПООП).
Руководила разработкой этого проекта председатель Федерального учебно-методического объединения по УГНС «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», председатель УМС по журналистике Елена Леонидовна Вартанова.
Итоговый документ после обсуждения на семинарах, форсайт-сессиях и в онлайн-режиме подготовили заместитель председателя УМС по журналистике Мария Михайловна Лукина и доцент факультета журналистики МГУ Сергей Сергеевич Смирнов.
Е.В. Вартанова
Проект обретает реальность. Новый стандарт и примерная программа предполагают активное вовлечение факультетов и университетов в формирование учебных планом. Безусловно, необходимы общие рамки, принципиальный взгляд на профессию, на результат вузовского образования. Необходимо говорить о профессиональных ценностях, которые должны разделять все журналисты. Необходимо говорить и о степени свободы, так как рынки СМИ в регионах различаются.
Главная и важнейшая особенность ФГОС 3++ и подготовленной специалистами Учебно-методического совета по журналистике примерной программы – это гармоничное сочетание обязательных требований, с одной стороны, и возможностей создать уникальную ОПОП (основную профессиональную образовательную программу) в каждом вузе, с другой. К основным обязательным компонентам относится следующее:
1 Области и задачи профессиональной деятельности, из которых вуз может выбрать те, которые соответствуют направленности (профилю) программы;
2 Пороговые показатели зачетных единиц в основных: блоках Б.1 «Дисциплины (модули)» — не менее 159 з.е., Б.2 «Практика» — не менее 21 з.е., Б3 «Государственная итоговая аттестация» — 6-9 з.е.;
3 Дисциплины по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту;
4 Восемь универсальных (УК) и семь общепрофессиональных компетенций (ОПК).
Формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обязательно, не зависимо от направленности (профиля) программы. Зато профессиональные компетенции теперь устанавливает вуз, но непременно на основе профессиональных стандартов. Этим обусловлено появление в стандарте нового термина — индикатор достижения компетенций. Это те знания, умения, навыки, которыми должен владеть выпускник, то есть результат его профессиональной подготовки.
Инна Валентиновна Головина, представитель Министерства образования и науки РФ
Индикаторы обязательны. Единое – это результат освоения образовательной программы, а какой она будет, решать вузам. Предложенная конструкция позволит вузам учитывать свои традиции и свои достижения.
Конструктор для составления программ по ФГОС 3++ и примерные ООП после одобрения и утверждения размещаются в реестре на специальном сайте пооп.рф. Главный итог заседания — количество и содержание дисциплин (кроме указанных выше) определяет вуз, названия предложенных в ПООП модулей и их объем вуз может изменять, корректировать, учитывая особенности регионального медиарынка, квалификацию преподавателей и собственные возможности — научные, экономические, технические и тому подобное.
Безусловные плюсы
В примерной образовательной программе очень четко и подробно прописаны индикаторы достижения общепрофессиональных компетенций, их соотнесенность с утвержденными профессиональными стандартами. Список рекомендуемых профессиональных компетенций — это результат огромной скрупулезной работы: созданы точные формулировки, определены области и задачи профессиональной деятельности по каждой ПК, указаны коды и индикаторы ее достижения, связь с профстандартами.
Это, безусловно, поможет при разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин, практик, ГИА, а также фондов оценочных средств.
Предложенные в примерном учебном плане модули учитывают специфику профессиональной подготовки журналиста:
• Социально-гуманитарный модуль;
• Филологический модуль;
• Модуль общепрофессиональной подготовки и информационно-технический модуль;
• Модуль, формирующий компетенции физической культуры;
• Модуль, формирующий основы безопасности жизнедеятельности.
Мария Михайловна Лукина очень точно назвала такой подход крупно-модульным. Авторы примерной программы описали общее содержание каждого модуля и обосновали перечень компетенций, которые формируются при освоении дисциплин того или иного модуля.
В новом стандарте выделено два типа практик и скорректированы их названия: тип учебной практики —пример профессионально-ознакомительная; типы производственной практики — профессионально-творческая и преддипломная. Вузы самостоятельно выбирают типы практики, имеют право устанавливать дополнительные типы, определяют объем и место в учебном графике каждого типа практики.
Константин Валерьевич Миньяр-Белоручев, проректор МГУ
Стандарт определяет набор знаний, а как преподавать и что преподавать, решает вуз. Журналистика – профессия общественная, меняется быстрее других и находится на переднем крае.
Потенциальные минусы/проблемы
Команда Е. Л. Ватрановой, прежде всего М. М. Лукина и С. С. Смирнов, сделали все, чтобы помочь вузовским руководителям образовательных программ с минимальными затратами перейти на новый стандарт. Но все же собравшиеся на заседание УМС по журналистике высказывали некоторые сомнения.
Главное беспокойство вызывает то, как именно «прочитают» стандарт и ПООП руководители учебных отделов и проректоры на местах: не воспримут ли предложенные, но необязательные цифры и названия модулей как руководство к действию. Тогда ни о какой свободе уже говорить не придется.
Было высказано пожелание прописать в стандарте обязательность государственного экзамена в блоке ГИА, так как многие вузы отказались от данной формы итогового контроля, и это отразилось на качестве образования.
Свобода, предоставляемая стандартом ФГОС 3++, может затруднить переход/перевод студентов из одного вуза в другой: будут не совпадать не только названия дисциплин, но и их объем, а главное — набор освоенных профессиональных компетенций, которые теперь определяет вуз. Наверное, потребуется пересмотреть условия перевода студентов.
Еще одна проблема возникнет у вузов, которые будут проходить аккредитацию в условиях двух стандартов. Как пояснила И. В. Головина, экспертиза будет проводиться по каждому стандарту: свой пакет документов и отдельные отчетные документы по результатам экспертизы.
Несмотря на некоторое волнение, измученные бесконечным переделыванием учебных программ представители вузов поставили «плюс» новой концепции ФГОС 3 и поблагодарили руководителей Учебно-методического совета по журналистике за разъяснения и помощь в сложном процессе перехода на очередную версию стандарта. Теперь остается ждать, когда Министерство утвердит примерную программу и выложит ее в «Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования».
,