В последнее время много говорят о том, что журналистское образование должно стать ориентированным на практику. По всем формальным признакам оно таковым и является. Но почти всегда стажировки студентов проходят крайне формально, и редакции, где есть наставники, являются скорее исключением, чем правилом. О том, как овладеть секретами профессии и как научить овладевать ими, рассказывает преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Светлана Распопова.
Работа на результат — неформальный подход
«Серьезная проблема — разрыв между классическими стандартами, традиционными этическими нормами журналистики и реальной практикой, в которую погружаются выпускники журфака», — считает декан факультета журналистики Челябинского государственного университета (ЧелГУ) Борис Киршин.
Отсюда, по его словам, ключевое требование — для улучшения учебного процесса важно и нужно использовать методы работы, выработанные современной практикой. Это подтверждает опыт журфака ЧелГУ, где много лет поддерживались тесные связи с областной газетой «Челябинский рабочий». «В редакции «Челябинского рабочего» были созданы хорошие условия. Творческий процесс основывался на принципах командной работы, позволяющих вовлекать в него все интеллектуальные ресурсы редакции, максимально активизировать ее творческий потенциал, всесторонне учитывать интересы читателей. И все это делалось живо, весело, у журналистов горели глаза. Как-то у нас побывал французский журналист, мечтающий издавать в России молодежный журнал. Посидев на нашей планерке, где мы, кажется, больше смеялись, чем обсуждали номер, побродив по редакции, он сказал: «Здесь я готов делать свой журнал», — вспоминает Киршин.
Такого же мнения придерживается другой известный журналист, в прошлом главный редактор нескольких федеральных СМИ Людмила Телень: практику студентов в редакциях ничто не сможет заменить, так как она основана на живом межличностном общении начинающих и их наставников.
«Такое наставничество существовало раньше при разных российских газетах: «Известиях», «Московских новостях», «Комсомольской правде», «Культуре», где молодые журналисты получали не только свой первый опыт практической журналистики, но и пропитывались атмосферой редакции, учились жить и работать в коллективе, ощущать себя членами одной команды. Сегодня, к сожалению, таких площадок, где студентов ждут и где с ними готовы возиться, не так много осталось. Назову, пожалуй, только «Новую газету», где наставничество сохранилось. Но необходимость в постоянном профессиональном контексте никуда не ушла. Была и будет необходимость у опытных журналистов в передаче накопленного опыта. Я часто говорю своим студентам: «Ищите для практики не крупные редакции с громкими названиями, где до вас никому дела не будет. Идите на практику туда, где есть люди, которые на вас себя будут тратить», — говорит Телень.
«Конструктивизм» — в действие
Конструктивистский подход к современному журналистскому образованию — это актуализация того, что будет важно будущему журналисту в его дальнейшей работе. А для этого преподавателю надо знать лучшее из того, что наработано в медиа. Сегодня журналисты-практики — нередкие гости на факультетах журналистики, многие из них являются штатными сотрудниками. С одной стороны, их присутствие важно для начинающих, с другой стороны, практики должны ориентировать студентов не только на свой опыт, который может иметь большую погрешность, а помогать понять специфику профессиональной деятельности. Кроме того, они не должны опираться на ту практику, которая была актуальна пять, десять, пятнадцать лет назад. Медиа — активно развивающаяся сфера, поэтому сегодняшним студентам нужно давать то, что актуально здесь и сейчас.
,
,
В системе высшего образования всегда высоко ценились конкретные задания по разработке или созданию чего-то нового. Не исключено, что студенты наделают кучу ошибок, но, выполняя учебное задание, реально поймут, чем им придется заниматься через несколько лет.
Приведу в пример совместный опыт факультета журналистки МГУ с журналом «Профиль». Речь идет о номере журнала, в котором были опубликованы материалы 20 студентов. У истоков проекта стоял на тот момент главный редактор журнала Михаил Логинов, которому в один прекрасный день пришла мысль силами студентов выпустить журнал тиражом в 110 тысяч экземпляров. С этой своей идеей он пришел в октябре прошлого года на факультет журналистики и, получив «добро», принялся за работу.
«Желающих попасть на страницы «Профиля» было в разы больше тех, чьи материалы были опубликованы в журнале. Но большой конкурс поставил редакцию перед необходимостью отбирать материалы. И это было самым сложным в работе», — вспоминает Логинов.
Студенты — народ к редакционной критике не привыкший, а поэтому обидчивый. Нужно было отобрать материалы, а заявок было около 100, и максимально подробно объяснять их авторам, почему отклоняется тот или иной текст, что в нем не устраивает редактора.
«Я старался быть деликатным ко всем, кто отправил к нам в журнал свои тексты. И хотя деликатность — качество, достойное уважения, оно, наряду с наставничеством и просвещением, недостаточно объясняет, зачем «Профиль» ввязался в этот проект. У молодых свежий взгляд. Во всех случаях они предлагали какие-то неожиданные повороты темы, которые взрослым журналистам и в голову не пришли бы. И в этом у них можно поучиться. Но «Профиль» — совместный проект, значит, все учатся у всех, — говорит Логинов. — Чему могли научиться студенты, работая в журнале? Анализ их работ позволил нам систематизировать типичные ошибки. К ним мы прежде всего отнесли неумение студентов четко формулировать главный тезис, то есть то, о чем пойдет речь в статье. Я советовал студентам: прежде чем писать статью, попробуй изложить то, что хочешь сказать, в 150 знаках, то есть в одной фразе.
,
,
Практиканты могут тему найти, но не знают, как ее развернуть. Именно здесь у них наступают затруднения. Я уверен, что научиться можно в вузе путем каждодневной тренировки. Преподаватели факультетов журналистики постоянными творческими учебными заданиями могут сформировать у студентов навыки четкого формулирования концепции материала», — считает Логинов.
Совместный проект журнала и факультета журналистики МГУ может вполне рассматриваться как попытка сделать практику более результативной, проверить уровень готовности студентов-журналистов к работе в «полевых» условиях. Конечно, одного номера недостаточно, чтобы делать какие-то глобальные выводы, но тот результат был вполне достойный.
Социальная журналистика
Требование времени — ориентировать студентов на коллективную работу. Они должны научиться общаться между собой вне аудитории: осуществлять совместный поиск, обмен и анализ информации.
Если преподаватель включит студентов в любой серьезный проект и будет осуществлять консультирование совместно с практиками — проблема во многом будет решена. Студенты, преподаватель, журналисты-практики в рамках конкретного проекта должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками.
В этой связи поделюсь своим педагогическим опытом, полученным мной в рамках преподавания дисциплины «Социальная журналистка».
Кроме лекций были выездные занятия в Центре лечебной педагогики и в Образовательном центре равных возможностей «Вверх», где помогают людям, проживающим большую часть своей жизни в коррекционных детских домах и в психоневрологических интернатах.
По результатам работы мы выпустили журнал, на обложке которого обозначили тему номера: «Профессия Человек». В нем пошла речь о людях, для которых профессией стала социальная поддержка. Над номером студенты работали одной командой, выбрав главного редактора и его заместителя. Дарья Губарь в «Колонке редактора» написала: «Свои материалы мы читали вслух и коллективно обсуждали, решая вопрос, что писать и как расставить в тексте акценты. Это было сложно, но интересно. Мы были настоящей редакцией, ощущали себя в полной мере журналистами, которые стремятся пробудить в читателях социальное неравнодушие к больным и одиноким людям. Это был полезный для всех нас профессиональный опыт».
Сегодня, анализируя работу со студентами, я могу сказать, что мне с ними повезло. Будущие журналисты, включившись в проблемы общества не на словах, а на деле, были готовы искать ответы на очень непростые вопросы. Опыт преподавания в рамках модуля «Социальная журналистика» убедил меня в том, что на учебных занятиях можно и нужно уделять внимание проблемам конкретных людей, тем самым помогая студентам осознавать, что человек для журналиста превыше всего.
В неформальной обстановке
Следующий тренд — informal learning. Неформальное обучение предполагает несколько иную обстановку, чем в учебной аудитории со столами, стульями, и местом преподавателя «в президиуме». Как известно, сегодня активно развивается дистанционное образование, лекции по Skype. Учебные курсы или виртуальные уроки называют сегодня веб-пространством, которое открывает студентам не только мир знаний, но и самих себя. Кроме того, это могут быть занятия в аудитории, организованной по принципу ньюсрума — помещения, где работают журналисты, редакторы и другие. Также, подводя итоги выпуска учебного издания, можно провести занятие с обменом мнениями в виде коллективного чаепития.
Соцсеть в помощь
Еще одним трендом журналистского образования могут быть социальные медиа, а также блоги, подкасты, YouTube и другие. Во-первых, они выступают средствами обратной связи между преподавателем и студентами. В YouTube преподаватель может провести какой-нибудь урок. Во-вторых, социальные сети можно рассматривать как объект систематического внимания студентов, когда они хотят выяснить общественное мнение по тому или другому вопросу, а также организовать сбор информации, поиск очевидцев или экспертов.
,
,
Известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич советует начинающим: «Сказали тебе, например: сделай заметку о событиях в Японии. Можно просто содрать сведения в агентствах, а можно через тот же Интернет найти контакты, позвонить соотечественникам, живущим в Японии, взять у них интервью и т.д. Пусть это мелочь, но это будет замечено. Потом еще раз ты что-то сделаешь, чего от тебя не ожидают, опять будет замечено. Для этого нужно встать на два часа пораньше (если ты работаешь в отделе информации), приехать в редакцию, найти контакты с кем-то, дозвониться до кого-то».
Студент должен работать с реальными жизненными ситуациями
Последний тренд связан с методикой преподавания журналистских дисциплин. Здесь речь идет о том, что студент должен получить представление о реальном состоянии дел в профессии. Приведем пример задач по профессиональной этике журналиста, которые могут быть обсуждены в ходе учебного занятия.
Задача: В вашем городе проходят многочисленные митинги протеста уволенных рабочих. В редакцию звонят из властных кабинетов и просят не показывать этот митинг в эфире, чтобы «не нагнетать ситуацию» и «не раскачивать лодку» в условиях экономического кризиса.
Ваши действия:
А. Вы выдаете в эфир сюжет о митингах. Ваше дело информировать людей и рассказывать о происходящем в городе (стране).
Б. Вы не выдаете сюжет в эфир — не хотите ссориться с властями, да и нагнетать ситуацию действительно не стоит.
В. Вы выдаете сюжет и предлагаете представителям власти прокомментировать эти события в эфире, чтобы «разрядить ситуацию».
Г. Ваш вариант.
Задача преподавателя не транслировать самому знания, а проектировать трансляцию знаний от студента к студенту.
«Чему я хочу научить студента?»
Главный тренд: отказ от лозунгов, громких слов о компетенциях и формализма.
Главные вопросы, которые каждый из нас должен задать себе, прежде чем выйти к студентам: «Зачем я преподаю именно эту учебную дисциплину? Чему я хочу научить студента?».
,