Кажется, идеи иссякли… Что делать? Не переживайте, это случается практически с каждым творческим человеком. И с каждой, даже самой энергичной редакцией. Мир вокруг становится неинтересным, герои публикаций — банальными, речи публичных фигур — предсказуемыми, события, которые случаются в городе, — сто раз виденными.

Чтобы справляться с подобными кризисами, редакции нужно для начала научиться диагностировать причины «творческого недомогания», а затем собрать свою «аптечку скорой креативной помощи». 

 

ДИАГНОСТИКА

Почему с автором и редактором такое может случиться?

•   Однообразие задач. Слишком долго на одном месте, в одном формате, год за годом. Быстрее всех выгорают новостники. Потому что формулировка «кто что где когда сделал и с чего бы это вдруг», если вы примените ее к 100 новостным поводам в неделю, загоняет мозг в жесткий шаблон. А представьте, что люди, работающие с лентами новостей, обрабатывают по этому шаблону минимум 6000 событий в год. Это ставит мозг на некие рельсы, которые и заводят автора в тупик.

•   Непредсказуемость редакционной политики. Субъективизм редактора и частая смена требований. Как в вашей редакции принято делать фоторепортажи? А какие требования к аналитике и зарисовкам? Что, с точки зрения конкретного редактора, считается хорошим текстом, а что нужно переписывать? По каким стандартам мы делаем интервью? Автору нужны ориентиры, предсказуемость требований. Если сегодня редактор считает «хорошим материалом» одно, а завтра — совершенно другое, если на планерке сегодня поощряется один подход, а послезавтра — противоположный, такая дезориентация отключает креатив и желание искать идеи для материалов. Потому что «все равно редактору не угодишь».

•   Излишнее многообразие задач. Это чаще всего сводит с ума редакторов. В один момент времени нужно помнить, думать и заботиться о содержании, тираже, доходах, инициативах учредителей, настроениях собственных сотрудников. А снаружи в редакторский мозг еще стучатся «новые медийные тренды», «формирование информационной повестки дня», не всегда адекватная критика со стороны коллег по цеху и читателей. А-а-а, стоп, хватит, надоело. Оставьте меня в покое, требует мозг творца.

•   Редакционный подход «мы лишь отражаем жизнь нашего города, села» «Наше дело — информировать», — так обычно звучит этот подход из уст редакторов. Бывают города, в которых объективно мало что происходит. Где жизнь течет своим чередом, без падающих метеоритов, чемпионатов мира по футболу и внезапных выпадений зеленого снега. Если общественная жизнь города или села сама по себе невыразительна, подход «мы всего лишь зеркало» автоматически влечет за собой невыразительность местного издания. Тут уж не до вдохновения или творческих изысков.

Проведите диагностику причин творческого застоя — и вы уже прошли половину пути к выздоровлению.

 

КАК ЛЕЧАТСЯ АВТОРСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

•   Остановитесь. Любой творческий кризис корнями уходит в мозг. Поэтому и решать такие проблемы нужно, понимая, как наш мозг работает. Чаще всего мы настолько погружаемся в тексты, что с трудом воспринимаем визуальную информацию, звуки, тактильные ощущения. Все это уходит на задний план. Устройте себе «сенсорную перезагрузку». Мы в медиа больше всего «работаем глазами». Поэтому нужно на время выключить этот канал восприятия.

Выгоните всех вечером из редакции, обеспечьте себе тишину, выключите свет, наденьте повязку на глаза для надежности, сядьте в кресло, сконцентрируйтесь только на том, что трогаете пальцами. Почувствуйте шероховатость бумаг у себя на столе, ребристость ручки, которой обычно пишете, найдите трещину на стекле, исследуйте компьютерную мышку пальцами. Или включите спокойную музыку, слушайте ее с закрытыми глазами, концентрируйтесь на мелодии.

•   Смените обстановку. Сидите на ленте новостей, работаете в кабинете не разгибая спины? Возьмите одну неделю в месяц на репортажи «с места событий» — передавайте фотографии, короткие заметки, наблюдения, цитаты из разговоров, которые вы подслушаете в трамвае или в очереди в детской поликлинике. Устройте себе «неделю наблюдений за простыми людьми», переключите свое внимание с пресс-релизов и анонсов на разговоры, пересуды и переживания. Включите в себе репортера и ходите по городу, фотографируя на смартфон «типичные сценки из жизни».

Хорошо известная фраза «лучший отдых — это смена деятельности» в данном случае срабатывает, если вы начинаете заниматься другим способом сбора информации. Работали с документами? Займитесь включенным наблюдением. Делали много интервью? Попробуйте себя в фоторепортажах с места события. Занимались рерайтом пресс-релизов? Подумайте, что в жизни города вас больше всего беспокоит, и напишите об этом авторскую колонку, добавьте субъективизма в вашу профессиональную жизнь. Не нужно рассматривать это как «кардинальную смену журналистского профиля». Это — отдушина, передышка, вытаскивание себя за волосы из рутины.

•   Смените профессию. «Журналист меняет профессию» — старая надежная рубрика, которая решает как редакционные задачи, так и личные творческие проблемы. Договоритесь с кофейней, что вы пройдете у них краткосрочное обучение и некоторое время поработаете в качестве бариста или официанта. А каждый вечер на сайте вашего издания будете вести блог, рассказывая о своих ощущениях и наблюдениях. Трафика такая серия материалов принесет точно не меньше, чем новости, которые вы обычно публикуете. Кружки дополнительного образования, больницы, некоммерческие организации, транспортные компании, библиотеки, музеи, городской рынок — везде найдется «работа на подхвате», которая не требует от вас высокой квалификации, но которая даст возможность выйти за рамки сложившегося распорядка дня. И, быть может, свой блог даже писать не нужно — мы же отдыхаем от текстов, — пишите видеодневник в конце дня на свой смартфон, выкладывайте на сайте, итоговый текст напишете в конце и опубликуете в газете.

 

КАК ЛЕЧАТСЯ РЕДАКЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

•   Проведите мозговой штурм на основе карты «жизненный путь человека». Посмотрите на эту карту. Большинство наших читателей, да и мы сами живем согласно этим жизненным этапам. Когда в семье появляется ребенок, все родственники, друзья и коллеги новоиспеченных родителей заняты поиском ответов на базовые вопросы: как кормить, как лечить, как развивать, куда идти в экстренных случаях. Точно так же, используя редакционный опыт и здравый смысл, вы сможете написать как минимум 50 вопросов, которые волнуют людей на том или ином этапе жизненного пути: «Выпускные экзамены», «Поиск первой работы», «Оформление пенсии», «Захотел дачу» и так далее.

Представьте себя на месте человека, который находится в этой точке жизненного пути, и сформулируйте все вопросы, которые его волнуют. Просто отвечая на эти вопросы, вы заполните свой редакционный календарь идеями года на три вперед. Помним, что по каждому вопросу мы можем найти специалиста, а можем поискать и читателя, который сталкивался с проблемой, и попросить его поделиться своей историей.

Много лет проработав в редакции, мы думаем, что про все это мы уже писали. Но эти темы цикличны, сезонны и неисчерпаемы. И материалы про Масленицу и подготовку к ЕГЭ востребованы каждый год, каждый раз новым поколением читателей.

•   Поиграйте карточками «Известный человек — тема». Мы часто задаем вопросы спикерам, ориентируясь на их официальные должности. Если Иван Михайлович — пожарный, то мы спрашиваем его о пожарах. А ведь жизнь и экспертиза Ивана Михайловича может быть куда шире.

Сядьте в редакции за общий стол и выпишите на бумагу имена тех людей, у кого редакция часто берет интервью. Один спикер — одна бумажка. На другие листочки выпишите темы из карты «Жизненный путь человека». А теперь перетасуйте имена в одной колоде и темы — в другой.

Выкладывайте на стол по одной карточке из каждой колоды, чтобы совместились случайное имя со случайной темой. Например, наш Иван Михайлович, пожарный, может выпасть вместе с темой «Путешествия». Проговорите, какие вопросы мы могли бы задать этому человеку по данной теме. Или Ирина Анатольевна, начальник департамента администрации, выпадает вместе с темой «Автомобили и дороги». Обсудите за круглым столом, как можно было бы раскрыть эту тему вместе с этим спикером.

Такой формат придумывания тем помогает и вашим экспертам проявить себя за рамками устоявшегося амплуа, и заставляет ваших журналистов мыслить чуть шире, чем обычно.

•   Сделайте партнерский проект с редакцией из другого региона. Возьмите одну тему: дороги, дошкольное образование, работа «скорой помощи», просветительские проекты библиотек, молодежные организации. Договоритесь с редакцией газеты или сайта в другом регионе, что вы параллельно подготовите материалы по схожей схеме. Например, редакции из Иркутска и Томска готовят по два интервью, одному фоторепортажу, одному опросу и одной инфографике на тему «Детский спорт в нашем городе». Структура материалов должна быть похожа, список вопросов к интервью и требования к данным для инфографики — идентичны.

Каждая редакция публикует свой проект, одновременно делая ссылку или публикуя рядом блок «А вот как это устроено в соседнем регионе». Наши читатели с удовольствием сравнивают свою жизнь с соседской, неважно, какую тему вы поднимете — уличная мода, обустройство автобусных остановок или посадка Аллеи памяти. Партнерский проект принесет дополнительный трафик обеим редакциям как раз за счет переключений: «А как у них? А как у нас?»

Сделайте пилотный проект сначала между двумя регионами, затем либо расширяйте географию, приглашая редакции из других регионов, либо в рамках этого же содружества поднимайте другие темы.

•   Скопируйте чужой проект. Посмотрите, какие проекты создают другие редакции. Например, в этой подборке.

Подумайте, какой из них можно было бы реализовать в вашем городе и регионе. Возьмите рамку формата — карту детских садов, которые сейчас используются не по назначению, фотослайдер «Как выглядела эта улица в начале ХХ века и как выглядит сейчас», инструкции «Проверено на себе», онлайн-калькулятор квартплаты — и наполните ее вашими героями, вашим опытом, вашими данными. Вдохновляйтесь идеями ваших коллег.

•   Пройдите дистанционное обучение всей редакцией. Минусом многих тренингов и семинаров является то, что туда мы чаще всего отправляем одного человека из редакции. Потому что дорого. Потому что кто-то должен выпускать газету и ленту новостей на сайте. В результате человек, который съездил на конференцию или семинар, получил свой заряд вдохновения, а вся остальная редакция — нет.

Всплеск профессиональных обсуждений и генерация идей происходят тогда, когда большая часть редакции получает совместный новый опыт, новые знания. Тогда появляется что обсудить, о чем поспорить, что попробовать применить.

Компромиссом выезду на конференцию всем составом или приглашению тренера к себе являются дистанционные курсы, онлайн-мастер-классы и вебинары. Это значительно дешевле, можно организовать прямо в помещении редакции, плюс попробовать реализовать что-то из новых знаний можно прямо на следующий день.

Не забудьте пригласить на такое обучение ваших менеджеров по рекламе, программиста, дизайнеров, верстальщиков, фотографов, операторов, монтажеров — они часть вашего редакционного коллектива и оказывают большое влияние на конечный результат. Однако почему-то мы забываем о них, планируя редакционное обучение. Чем больше разноплановых специалистов участвует в совместных проектах, тем интереснее получается результат.

,

Иллюстрация: shutterstock.com