В учебных планах многих журфаков наряду с традиционным курсом «История отечественной журналистики» в последнее десятилетие появились дисциплины, так или иначе связанные с историей региональной журналистики. Исследовательский интерес преподавателей к местному материалу понятен: открывается огромное поле для научной работы. Но как увлечь студента и актуализировать исторический материал, дать знания и помочь приобрести опыт, которые пригодятся в практической журналистике? И нужно ли загружать будущего журналиста еще одним теоретическим курсом? На протяжении нескольких лет в Тюменском государственном университете преподается история региональной журналистики, и каждый раз в диалоге со студентами мы ищем ответы на поставленные выше вопросы, а вместе с этим и новые методические решения.
На первых занятиях мы сталкиваемся со стереотипным восприятием всего «столичного» (центрального), в том числе и журналистики, как образцового, а «провинциального» как вторичного, менее ценного. Обычно выясняется, что история края (Сибири, Тюменской области) для студентов — огромное белое пятно. И в рамках дисциплины студенты открывают для себя имена и факты, связанные не только с историей сибирской журналистики, но и местности, в которой они проживают. Таким образом, понимание логики развития края, имена знаменитых земляков, исторические факты, события и явления становятся особым информационным багажом, который может быть применен в практике регионального журналиста.
Особым вопросом является осознание региональной идентичности журналиста. Университетское образование делает студентов участниками мировых событий, создает социальную идентификацию общего уровня — как российского журналиста. Однако реальность вносит свои коррективы, и во время практики студенты начинают понимать «местные» особенности работы СМИ, аудитории и тому подобное.
На раскрытие краевой идентичности направлено одно из первых занятий, на котором студенты, получив предварительно задание, реконструируют (самостоятельно и с помощью представителей старшего поколения) историю появления своей семьи в Сибири, начиная с самого раннего этапа. При этом воссоздается этническая принадлежность, бывшее место проживания семьи, мотивы и причины, по которым была осуществлена миграция. И начинается уже разговор о возможном существовании так называемого сибирского субэтноса — «сибиряков», объединенных на ментальном уровне.
Например, неподдельный интерес у студентов вызывают вопросы преподавателя о том, какие современные города Тюменской области скрываются под старинными названиями (Коркина слобода, Самарово, Обдорск, Ялла-Тура и прочими). В результате — очевидным становится намерение расследовать, открыть для себя забытую или неведомую историю региона. Как «детективные» воспринимаются также темы по журналистике периода Февральской и Октябрьской революций 1917 года и Гражданской войны. Студенты с удивлением узнают, что с детства знакомые улицы носят имена участников исторических событий, известных журналистов.
,
,
Следовательно, в дисциплине изначально скрыты мощные ресурсы, задействовать которые можно также с помощью «интерактивных» способов, вовлекающих современных студентов в процесс познания малой родины и специфики работы регионального журналиста. Так, на одном из занятий по истории тюменской журналистики в упомянутые выше периоды 1917 года возникла идея подготовить и провести экскурсию. Была определена цель — показать, как менялась «карта» города и объектов, связанных с журналистикой (типографии, здания редакций, дома известных издателей), в условиях постоянной смены власти (Временное правительство — большевики — Колчак — большевики). И хотя пройтись по всему намеченному маршруту помешал мороз, такое «погружение» в историю получилось увлекательным и полезным.
В последнее время итоговое занятие по истории региональной журналистики проходит в форме «круглого стола». При этом привлекаются ресурсы университетской ТК «Евразион», где многие студенты-журналисты проходят практику. Ход обсуждения вопросов этой запланированной дискуссии снимается оператором и монтируется далее с участием преподавателей и студентов в учебный фильм. Сами съемка и монтаж служат дополнительной мотивацией для студентов, которые стремятся освоить практически все виды специализации.
«Круглый стол» проводится по теме, которая, во-первых, является сквозной для дореволюционного и послереволюционного периода в истории журналистики Тюменского региона, — краеведческое направление в региональной журналистике, инициированное областническим сибирским движением. Во-вторых, наилучшим образом выявляет региональную идентичность журналиста. Например, тема дискуссии — «Между провинцией и столицей: проблема поиска идентичности в сибирской журналистике и общественной мысли XIX—XX вв.». Ее участники —сторонники регионализма (областничества, краеведческого движения). Их идейными оппонентами становятся приверженцы централизованной государственности (самодержавие, советская власть), националисты (Катков), социал-демократы (выступающие за объединение общества под знаменем революционных социалистических идей).
Студентам предлагаются вопросы по историческому материалу, разработана также и «современная» часть дискуссии. В первую очередь студенты являются во многом непосредственными участниками событий, свидетелями современной истории. Кроме того, в современной части дискуссии предметом обсуждения выступают понятные и близкие им величины: край — Сибирь, житель края — сибиряк, региональный журналист (я сам). Безусловно, проблемы края, отношений региона и столицы представлены в современных публикациях качественных российских изданий. Однако образ регионального журналиста, вопросы специфики его работы и особой миссии в них не отражены. Выводы и итоговое обсуждение «круглого стола» ориентированы как раз на осознание профессиональной идентификации современных региональных журналистов. Таким образом, заключительный аккорд занятия предлагается сделать самим студентам.
Как показала практика, дискуссия достигает кульминации, когда начинается сопоставление краеведческой ориентации сибирских журналистов XIX—XX вв. с современными региональными СМИ. Многие студенты обращают внимание на довольно-таки низкое качество сегодняшних журналистских материалов. Вместе с тем, проведя также мониторинг тюменских рубрик, статей, передач с краеведческой направленностью, они отмечают наиболее интересные методы представления локального контента. Самым важным кажется их вывод о том, что актуальной и востребованной информацию регионального журналиста делает социальная злободневность.
Одновременно обсуждаются мотивы, по которым студенты готовы уехать из региона в столицу в поисках лучшей карьеры, зарплаты — в общем лучшей жизни. Выясняется, что примерно одна треть учащихся нацелена на развитие карьеры за пределами региона, другая — твердо намерена остаться в Тюменской области. Их аргументы выглядят убедительными: наработка профессионального опыта, знакомая обстановка и окружение, меньшая конкуренция. Кроме того, звучат патриотические мотивы: любовь к своему городу, восхищение природой и богатством природных ресурсов, гордость за развитие экономики края.
В итоге удается совместить два временных пласта — далекой исторической эпохи прошлого и позапрошлого веков и современности. Происходит и разговор о причинах намерения (или отсутствия такого) остаться в регионе и ощущать себя местным журналистом. Таким образом, в сознании современных молодых журналистов должны укрепиться модели идентификации, которые, возможно, окажут влияние на их выбор — считать себя в дальнейшем региональным журналистом или журналистом-космополитом. Просмотр учебного фильма, безусловно, поможет оценить такие характеристики членов дискуссии, как владение материалом, умение пользоваться аргументами, убедительность, умение работать на камеру, искусство модерации и другие. Планируется создать и постоянно дорабатываемую «карту» экскурсионного маршрута по Тюмени журналистской.
,