Делать газету не только для читателя, но и про читателя. Такой видит свою миссию главный редактор «Пензенской правды» Павел Шишкин, который рассказал ЖУРНАЛИСТУ, как именно он с командой единомышленников ее выполняет.

 

Издание не испытывает давления со стороны местных властей: никто не требует портретов губернатора на обложке или объемных текстов с совещаний

,

,

,

О ДЕНЬГАХ

Наше экономическое положение, безусловно, стало грустнее. И я сильно сомневаюсь, что в стране найдется региональная редакция, где «жить стало лучше, жить стало веселее». Экономим на всем, включая канцтовары. Пришлось отказаться от целого ряда стимулирующих выплат.

В том числе приходится экономить на обучении. Раньше мы достаточно регулярно приглашали специалистов из других регионов для проведения занятий и тренингов, сегодня такую роскошь позволить себе уже не можем. Когда не хватает элементарного, трудно говорить о развитии. Мы заняты выживанием — процесс малоприятный и не способствующий творчеству. У редактора голова занята по большей части вопросами финансово-хозяйственными.

Основными нашими источниками дохода являются выполнение госзадания, реклама и продажа газеты. Кроме того, мы занимаемся изготовлением сувенирной продукции, подготовкой к печати книг и буклетов.

Единственный показатель, который все-таки растет, — доходы от подписки. Через почту мы распространяем около 10 тысяч экземпляров. Но в процентном отношении у почтовой подписки стабильно отрицательная динамика. Альтернативная подписка, напротив, растет, причем быстрее, чем падает почта. За счет альтернативы суммарная подписка выросла у нас к первому полугодию 2017 года на 12 %.

Ситуация с рекламой тяжелая. Рекламный рынок падает, и я не считаю, что это тот случай, когда спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Можно как угодно креативить с рекламой, но если у клиента на нее денег нет, если бизнес скукоживается, снижается покупательская способность населения, то все эти потуги не дают серьезного эффекта. 

 

О ВЛАСТИ

С учредителем мы находимся в состоянии перманентного диалога, градус которого бывает разным. Тотального диктата не испытывали и не испытываем, с нас никто не требует портретов губернатора на обложке или каких-то объемных репортажей с совещаний. Есть список тем, составляющих госзадание, но это темы, которые любая нормальная редакция освещает и так: здоровый образ жизни, безопасность движения, семейные ценности. Бывают просьбы опубликовать тот или иной материал, но это не значит, что он обязательно будет опубликован. 

«Пензенской правде» неинтересны политические склоки и похождения звезд. Газета рассказывает истории об обычных людях, их жизни, проблемах и заботах

,

,

О РЕДАКЦИИ

У нас достаточно хорошо сбалансированный штат. Даже в гендерном плане соотношение примерно 50 на 50, ну, может быть, с небольшим все-таки перевесом в сторону слабого пола. То же самое с возрастным балансом. Есть люди, которым уже за 60, но они не только по опыту, а и по энергии, самоотдаче дадут фору молодым. Наш фотограф Владимир Гришин — давно уже живая легенда местной журналистики, но это не мешает ему пахать и в будни, и в выходные. Заместитель редактора Светлана Февралева способна и выправить самый «мертвый» текст, и сама выдать на полосу такой материал, что обзавидуешься. Лиана Коженкокова и Лариса Гулина — люди более молодого поколения, но они тоже из числа журналистов, чьи статьи я жду даже не как редактор, а как читатель. Нам очень повезло с главным дизайнером: Тая Парамонова — человек, который обложку или подачу материала может придумать в одиночку интереснее, чем вся редколлегия. Вообще случайных людей у нас нет, текучка очень небольшая, и я про каждого сотрудника мог бы рассказывать очень долго.

 

О ЖУРНАЛИСТАХ

С проблемой кадров сталкиваются все СМИ в регионе, несмотря на наличие в Пензенском государственном университете кафедры «Журналистика». Если говорить про нас, то большинство журналистов — это вчерашние внештатники: учителя, библиотекари, юристы. Что касается районок, то там даже большинство редакторов — люди без журналистского образования. С одной стороны, в этом вроде бы ничего страшного нет, все-таки журналистика — это ремесло, которому учит только практика. С другой стороны, я помню времена, когда в редакции работали вместе выпускники Московского, Ленинградского, Свердловского, Воронежского университетов. И это смешение разных школ давало очень интересный результат. Сейчас о таком даже не мечтаем. Мы не можем предоставить жилье или высокую зарплату. Заманивать специалистов нечем, так что единственный вариант — растить их самим. 

 

О ЧИТАТЕЛЯХ

Еще недавно мы говорили, что люди не готовы платить за качественные СМИ, но ситуация, на мой взгляд, изменилась — и не в лучшую сторону. Сегодня такие СМИ (равно как и качественная литература, кинематограф) большинству жителей страны уже и даром не нужны. Оно лучше заплатит и будет смотреть развлекательную жвачку, на которую столько лет подсаживают людей федеральные телеканалы. Страна сейчас словно под гипнозом, утрачен интерес к реальному, живому миру, людей гораздо больше привлекает псевдожизнь и псевдомир, создаваемый телевидением. Тем, кто помладше, ТВ заменяет YouTube. Культура чтения за последние 20 лет практически сошла на нет. Мы перестали быть не только самой читающей нацией в мире, но, как мне кажется, превращаемся в нацию, не читающую в принципе. И, я думаю, это гораздо страшнее перманентного роста цен на бумагу и почтовые услуги. 

,

«НАДО ДЕЛАТЬ СТАВКУ НА ДЕТСКУЮ ПРЕССУ И ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ВЗРОСЛОГО ЧИТАТЕЛЯ МЫ ВРЯД ЛИ УЖЕ ВЕРНЕМ, А ВОТ ВОСПИТАТЬ БУДУЩЕГО ВПОЛНЕ ЕЩЕ ВОЗМОЖНО»

,

Спрос рождает предложение. Не будет у людей потребности к чтению, не будет и газет. Нам регулярно вдалбливают, что престиж профессии упал, журналистика стала не та, нет критики, нет серьезных тем и так далее. И мы как-то послушно с этим смирились и занялись самобичеванием. Но если народ покупает газеты с кроссвордами, полезными советами, рецептами, слухами-сплетнями из жизни звезд, то стоит ли удивляться, что именно такой товар ему в первую очередь и предлагают? Так что, может, все-таки не в журналистике дело и не в способах дистрибуции, а в обленившихся мозгах подавляющей части общества?

Что касается путей выхода из этой ситуации, то нужна программа по спасению читателя, причем она должна быть на уровне государства. Я не знаю, как можно заставить взрослого человека начать думать, тем более если его столько времени от этой привычки отучали. Мы можем лишь по мере сил стараться делать адекватную газету, которая не только развлекает, но и заставляет задумываться о происходящем с нами и вокруг нас. А вообще, мне кажется, сейчас надо делать ставку на детскую прессу и детскую литературу. Взрослого читателя мы вряд ли уже вернем, а вот воспитать будущего вполне еще возможно.

 

ОБ ИСТОРИЯХ

Если говорить о том, чем мы отличаемся от других газет, то я бы сформулировал так: другие делаются для читателя, а мы стараемся, чтобы наша газета была еще и про читателя. Нам неинтересны политические склоки, похождения звезд и тому подобное, нам важны самые обычные люди, которые живут рядом с нами, ездят в общественном транспорте, работают, растят детей, их проблемы, их заботы. То, из чего действительно состоит жизнь, а не вещи, которыми пытаются ее подменять.

Если попробовать составить условно топ-3 историй, опубликованных на страницах «Пензенской правды» в 2017 году, то в первую очередь назову материал с историей Жени Суздальцевой, девочки просто потрясающего мужества, в 14 лет потерявшей ногу, но сумевшей вернуться не только к обычной жизни, но и в спорт, а потом еще и выйти на подиум в качестве модели. И если через пару лет она в космос соберется, я совершенно не удивлюсь. Это история не только о силе духа, но и о человеческой любви и доброте, потому что столько людей в сложной ситуации пришло на помощь!

Еще меня очень задела история священника, который стал фермером. Изначально мы и планировали материал о фермерстве. Но получилось о другом. Потому что, по признанию самого отца Георгия, клубничные его поляны — не способ заработать. Люди уезжают из села, он бы и сам, может быть, уехал, но храм, а теперь вот и клубника стали тем якорем, который держит его на родной земле.

,

,

Знаю, что женская аудитория «Пензенской правды» с наслаждением читала про нашу землячку Ольгу Урбанович, которая стала в прошлом году «Миссис Филадельфия». Самому мне ближе история семейной пары, которая уехала из города в деревню. Там они единственные жители. Зимой в непогоду оказываются совсем отрезанными от цивилизации. Для кого-то ужас ужасный, а они чувствуют себя по-настоящему счастливыми. 

 

О СПЕЦПРОЕКТАХ

Спецпроекты и проведение мероприятий для региональных газет стали трендом. Не уверен, что это правильно. Журналист не должен превращаться в аниматора, а газета — выполнять функции НКО. Но жизнь диктует 
свои правила, и мы тоже в этом потоке. Стараемся, чтобы наши мероприятия, акции, конкурсы давали бы не только контакт с аудиторией, но и становились поводами для серьезного разговора на газетных страницах.

В прошлом году «Пензенской правде» исполнилось 100 лет, поэтому почти все мероприятия были связаны с этой датой. Акция «Сто деревьев к столетию газеты»: высадили гораздо больше и получили хороший повод вернуться к теме экологии. Для школьников проводили конкурс «Сто пятерок к юбилею». Награждение провели в виде круглого стола на тему «Легко ли быть отличником и зачем это надо?». Отсюда же возникла другая тема: а что собой представляет современный двоечник, как ему живется и куда он идет после выпуска?

 

О «ЦИФРЕ»

Изначально мы создавали сайт как вспомогательный инструмент для продвижения газеты. Но начали превращать его в самостоятельный ресурс. В прошлом году провели модернизацию. Если раньше на сайте работал один человек, то сейчас — трое. Скоро усилим состав рекламным менеджером. В идеале нужен и специалист по соцсетям, где издание активно.

Аудитории сайта и газеты уже сейчас отличаются сильно. Контент в онлайне и в печатной версии совпадает процентов на 25. Читатели pravda-news.ru — это люди до 35 лет, поэтому лучших показателей мы добиваемся в сети ВКонтакте, а не в «Одноклассниках», как этого можно было бы ожидать. 

,

Справка

ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА «ПЕНЗЕНСКАЯ ПРАВДА» издается с 1 мая 1917 года. Выходит 1 раз в неделю. Тираж одного номера — 18 000 экземпляров. Учредитель: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области. Издатель: ГАУ ПО «Информационный центр «Пензенская правда».

Сайт: pravda-­news.ru
 

,

Фото: из архива газеты «Пензенская правда»