Преподавать историю отечественной журналистики сегодня непросто, так как сокращаются часы, отведенные на эту дисциплину, и у нас со студентами все меньше возможности проанализировать, обсудить такой богатый материал. При этом прослеживается несомненный интерес студентов к предметам гуманитарного и, в частности, исторического цикла. Но чиновники от образования считают историю отечественной журналистики «слишком “болтологической” наукой». К сожалению, не принимается во внимание то, что она связана с развитием мировоззрения и профессиональным взрослением студентов. В связи с этим, на мой взгляд, возникает проблема с оценкой значимости курса, его ценности.
,
Самый «трудный» период для студентов в изучении истории отечественной журналистики — советский. И не потому, что они плохо знают историю страны. К сожалению, многие факты и события в этой истории не до конца ясны. Кроме того, в учебниках они представлены кратко, даже фрагментарно, что затрудняет их понимание. Советский период, на мой взгляд, для сегодняшних студентов сложен прежде всего потому, что они родились и формировались в постсоветское время. Для них это другая страна с иной политической, экономической и социальной системой. Кроме того, они из разных семей, в которых сложились различные отношение к советскому прошлому и оценка его событий и фактов. Иногда возникает ситуация категорического, прямолинейного неприятия. Не могу сказать, что это распространенный случай, но вспоминаю, как студенты, познакомившись с писательской публицистикой периода Великой Отечественной войны (произведения Б. Горбатова, К. Симонова, А. Толстого и др.), говорили: «Да ведь это сплошная пропаганда и агитация!» Вот мы вместе и разбирались, почему это было так и не могло быть иначе. Я стараюсь дать слово всем желающим высказаться, помогаю установить какие-то аналогии или сравнения с прошлым (и в связи с этим иногда помогают даже материалы курса «Древнерусская публицистика и русская публицистика XVI-XVII вв.»). Если уместно, подвожу к анализу сегодняшних событий, явлений. В результате студенты сами делают выводы.
,
,
Выполнение исследовательской работы невозможно без обращения к подшивкам газет. Студентам я рекомендую периодические издания, хранящиеся в фондах Областной научной универсальной библиотеки, Государственного архива Белгородской области. В ходе такой работы с архивными материалами учащимся предлагается провести анализ каждой полосы, обобщающий исследование подшивки всего издания. Когда они держат в руках пожелтевшие подшивки, то взрослеют на глазах — конкретные впечатления помогают осознавать и теоретический материал. Отчасти приоткрывают «белые пятна» истории дипломные (бакалаврские и студентов специалитета), а также магистерские квалификационные работы, которые я (как и мои коллеги) всегда связываю с изучением региональной журналистики. Это одно из приоритетных направлений исследований студентов нашего факультета.
,
В процессе преподавания курса истории отечественной журналистики чаще используются индивидуальные задания — подготовить короткие сообщения о творческой биографии того или иного публициста. Вместе с тем определенную роль играют и коллоквиумы по творчеству отдельных авторов, например, по теме «Публицистика периода перестройки». Кроме того, на факультете традиционно проводятся устные журналы «Памятные даты истории отечественной журналистики», приуроченные к юбилеям тех или иных изданий и авторов, в том числе региональных. Ребята с энтузиазмом включаются в подготовку своих «страничек», тем более что это поощряется и дополнительными баллами к экзаменам.
,
,
Говоря о формах занятий, предпочтения отдаю традиционным лекциям, но строю их как лекции-обзоры, лекции-комментарии, лекции-беседы —выбор зависит от темы. Обзоры предлагаю в начале курса (по периодам): студенты сами признаются, что обзорные экскурсы позволяют «привязать» имеющиеся сведения из других курсов (по истории России, истории отечественной литературы и другие) к конкретному периоду истории журналистики. Семинарские занятия дают возможность познакомиться с текстами того или иного издания или автора. Анализ публицистических текстов тоже строится по определенному алгоритму: обязательно формулируется проблема, которой посвящен текст, определяются приемы, используемые автором, языковые и стилистические особенности его манеры изложения.
,
,
И повторю, мне очень помогает то, что журфаковцы работают с подшивками изданий, в том числе советского периода. Конечно, это не предполагает, что они должны «сужденья» черпать из «забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Но считаю полезным, если сложившиеся, может быть, под влиянием фоновых знаний представления подверглись в результате этой работы коррекции или, наоборот, окрепли. Однако это не означает, что студенты безоговорочно принимают те или иные факты в истории страны и соответственно журналистики или, наоборот, все отрицают. На мой взгляд, важно, что они самостоятельно — а не только из учебников — получают определенные знания. Хотя, безусловно, работа с учебниками и пособиями обязательна.
Я убеждена, что история отечественной журналистики в профессиональном образовании журналистов должна относиться к базовым учебным дисциплинам, потому что она основывается на фактах. В процессе их анализа, сравнения, классификации и благодаря другим методам научного познания происходит не только осмысление событий, в том числе сегодняшнего дня, но и гражданское самоопределение студентов. А. И. Герцен, на мой взгляд, когда-то достаточно убедительно сформулировал, каким должно быть отношение к прошлому:
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперед.
В этом плане к советскому периоду в истории отечественной журналистики следует относиться даже с большим вниманием, чем к предшествующим. Если прежде всего знать и, естественно, разобраться в этой истории, можно объяснить очень многие процессы, происходящие сегодня. Сделать это можно лишь через призму «погружения» в ситуацию — в науке это называется «принципом историзма».
Иллюстрации: shutterstock.com