Во второй день Делового форума ЖУРНАЛИСТА профессионалы поделились опытом работы и успешными кейсами для создания качественных медиа.
,
,
Максим Корнев отвечает на вопросы участников
Максим Корнев, эксперт MediaToolBox.ru, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики института массмедиа РГГУ, рассказал о том, как проверять достоверность информации и почему это так важно.
Мы перестаем слышать альтернативную точку зрения. Нам сложнее думать критически. Наша медийная задача — прерывать эти фильтр-баблы. Фактчекинг и борьба с фейками — объединяющая сила. Это один из ключевых факторов современных эффективных медиа.
Эксперт объяснил, чем отличаются фейки-ошибки от фейков-обманок:
• Фейки-ошибки (непреднамеренные, пассивные ошибки — опечатки, неточности, заблуждения, невнимательность и лень автора). С ними бороться легко.
• Фейки-обманки (преднамеренные, активные) — необъективность, пристрастность, зависимость и ангажированность автора, сознательные манипулятивные конструкции. Бороться с ними сложно, но можно.
Ситуация, в которой мы оказались, называется постправдой. Это обстоятельства при которых объективные факты имеют меньшее влияние на общественное мнение, чем апелляция к эмоциям и личным убеждениям.
,
Где можно найти информацию о фейковых новостях:
Лапшеснималочная (noodleremover.news)
Антифейк на The Insider (theins.ru/antifake)
TJournal.ru: поиск по тегу #Фейк
Расследования: ФБК, Новая Газета, РБК, Meduza, The Insider, Russian Gate, Conflict Intelligence Team, Центр управления расследованиями (Открытые медиа)
StopFake (Украина)
,
Максим отметил, что следование этическим принципам (независимости, объективности, точности и беспристрастности) обеспечивает изданию доверие аудитории и хорошую репутацию. Именно это делает его успешным.
Не нужно бояться фейков и не нужно верить всему на слово, мы должны быть скептически настроены ко всему входящему потоку, мы не должны становиться тем самым звеном, через которое фейки получают свой охват.
Эксперт также рассказал о базовых принципах фактчекинга:
• Не верь (профессиональное недоверие, критический подход). Не ведитесь на эмоции и шумиху
• Вооружайся (предупрежден — значит вооружен). Изучайте кейсы и практики, схемы и логики.
• Спроси (развивайте связи) — общайтесь с экспертами и обычными людьми при помощи специальных сервисов).
Производить фейки проще, чем опровергать их.
5 способов проверить информацию:
1. Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников;
2. Спросите противоположные стороны;
3. Учитесь распозновать фейки;
4. Помните: точность фактов важнее ситуации;
5. Используйте социальные сети осторожно;
Честным быть выгодно.
Также Максим Корнев посоветовал пару интересных книг по теме — это «Психология влияния» Роберта Чалдини и «Искусство обмана» Кевина Митника.
,
,
Евгений Кулаков
Евгений Кулаков, эксперт MediaToolbox, считает, что журналистика в последнее время претерпела серьезные изменения: стали иными аудитория, ее источники, цикл потребления информации, способы создания и распространения контента:
Если раньше человек охотился за информацией, она представляла ценность из-за своей редкости и, соответсвенно, журналисты были полубогами, которые доносят эти ценности, то сейчас наоборот — человек стал, грубо говоря, розеткой, в которую хотят все воткнуться, порталом для подсоединения новых потоков. И он в ужасе.
К характеристикам новой «цифровой» аудитории он отнес:
• Клиповое мышление;
• Ориентацию на эмоции, а не на логику;
• Отсутствие привязки к бренду СМИ;
• Устойчивые социальные связи;
• Необходимость в фильтре контента, вызванную большим объемом информации;
• Мобильность;
• Мультизадачность;
• Потребность в интерактивном контенте.
Эксперт рассказал о двух типах потребления информации и разнице в их характеристиках:
Два типа потребления информации
В виде аудитории (внимательные и лояльные пользователи) |
В виде трафика (пользователи, читающие все подряд. Они приносят деньги) |
---|---|
Есть качество (соцдем) Лояльность Регулярные покупки Премиум-потребление Сайт, бумага, приложение Важно доверие Коммуникация на уровне бренда |
Есть только количество Текучесть (аудитория становится то больше, то меньше) Испульсивные клики Быстрая «еда на бегу» (чтение, чтобы «убить время») Неважен источник информации Сторонние площадки Коммуникация на уровне статьи |
И то, и другое — это две рабочие модели. Просто нельзя их путать. Нужно понимать, для кого вы работаете в этом материале, а для кого — в этом, работаете ли вы с лояльностью или с текучестью. Нужно четко понимать, на какую работу читатель вас нанимает, для чего он вас покупает.
,
Методы исследования аудитории:
Анализ интернет-статистики;
Анкетирование/опрос в интернете;
Интервьюироание заинтересованных лиц;
Изучение продуктов конкурентов;
Анализ запросов и отзывов;
Пользовтельские дневники;
Наблюдение за пользователем;
Очное интервью с пользователями/покупателями;
Телефонное интервью с пользователями/покупателями;
Фокус-группы.
,
Евгений Кулаков посоветовал составлять карту эмпатии аудитории, чтобы понять, кто эти люди и чего они хотят, и рассказал о критериях, оценка которых позволит управлять СМИ как продуктом:
• Product /market fit — соответствие продукта ожиданиям аудитории;
• Minimal Viable Product — минимальное количество продукта, способное удовлетворить аудиторию. Иными словами, это то, без чего материалы не будут читать;
• Jobs-To-Be-Done — подход, при котором оцениваются задачи аудитории. Он подразумевает вопрос: «На какую работу вас нанимает ваш читатель»;
• Продуктовые KPI — эти показатели важны для выработки продукта;
• Roadmap & features — план разработки издания плюс уникальные характеристики;
• Модель Кано — метод, используемый для оценки эмоциональной реакции потребителей на отдельные характеристики продукции;
• Pains-Gains — потребности аудитории, которые удовлетворяет ваш продукт;
• A/B тестирование — фреймворк, который позволяет понять, в правильном ли направлении вы идете.
,
,
Камилла Нигматуллина
Камилла Нигматуллина, редактор журнала ЖУРНАЛИСТ, эксперт MediaToolBox и человек, по ее же словам, убивший периодическую печать в СПбГУ, начала свое выступление с признания:
Здравствуйте, меня зовут Камилла, и я интернет-зависимый человек.
Камилла рассказала о сайтах региональных СМИ: нужны ли они вообще (спойлер: нет, если нет ресурсов, чтобы делать сайт хорошо), каковы принципы хорошего регионального сайта, где брать статистику и какие существуют инструменты эффективности онлайн-медиа.
Принципы хорошего регионального сайта:
• Объединяйте людей;
• Пишите хорошие истории о городе и людях;
• Оказывайте помощь и приносите пользу людям;
• Сделайте сайт удобным и понятным (рубрикация, виджеты соцсетей и теги обязательны!).
В игре «Сокровища пиратов» и в игре «Драгоценности» моя мама находится выше 3000-го уровня. Такие люди с трудом понимают, откуда к ним приходят новости, но это те люди, которые ждут чего-то человеческого, настоящего. Необходимо работать с ними.
,
,
Оксана Силантьева
Мультимедийный продюсер Оксана Силантьева тоже говорила об «очеловечивании» контента. По ее мнению, соревноваться с яндекс-новостями бессмысленно — надо делать новости для людей и о людях.
Понимая, чем люди на самом деле живут, мы совершенно спокойно можем управлять трафиком.
На воркшоп-сессии она рассказала о том, как планирование может помочь редакции выйти из творческого кризиса:
Планирование работы медиа — это не «нам нужно выложить 200 сообщений в ленту», планирование — это тематический календарь, который вы можете написать на три года вперед.
,
,
Участники воркшоп-сессии выполняют задания
Спикер показала примеры качественных медиапроектов и предложила участникам, разбившись на группы, создать контент-план издания на ближайшие три месяца. Основа такого планирования — жизненный путь человека. Детский сад, школа, университет, работа, семья, дача, кредиты и так далее — все это этапы жизни почти всех людей и неисчерпаемые темы для СМИ. События, повторяющиеся из года в год, по мнению Оксаны Силантьевой, могут стать фундаментом долгосрочного контент-плана. Главное — каждый раз использовать для их освещения разные форматы:
Форматы — это истории, которые не надо изобретать. Главное — чуть-чуть напрячь мозг и найти тематическую и форматную связь.
Презентации спикеров будут доступны в Клубе Журналиста.
Совсем скоро фотоотчет появится на сайте и соцсетях — следите за обновлениями!
,