Героиня этой автобиографической статьи, как и многие журналисты, однажды оказалась в связях с общественностью. Но ее история вновь доказывает ценность опыта работы в редакции. Пройти за десять лет путь от репортера отдела городских новостей до пресс-секретаря губернатора — не самое стремительное и звездное, но точно познавательное путешествие с возвращением в родную гавань.


Прежде всего, выбор будущей профессии был сопряжен с тем, что в юности я испытывала острое чувство несправедливости происходящего вокруг. Не исключаю, что это был юношеский максимализм, но действительно мне хотелось изменить мир к лучшему. Мне казалось тогда, что своим словом журналист может очень многое исправить в своем отечестве.

То ли от недостатка опыта, то ли от отсутствия навыков, но муки творчества терзали меня очень сильно. Я не отступала: по нескольку раз переписывала собственные тексты, пыталась найти интересные новости. Пробовала себя в разных СМИ. У меня были публикации в «Деловом Петербурге», «Российской газете», «Метро». За плечами у меня два года работы в качестве редактора и ведущей телепрограммы «Петербургская мозаика». Была очень требовательна к себе, равнялась на Парфенова, засматривалась его «Намедни». Я благодарна возникшему тогда чувству собственной творческой неполноценности, которое в дальнейшем вылилось у меня в колоссальное уважение к труду журналиста.

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ ИЗ РОДДОМА

Пресс-секретарем я стала совершенно случайно: наткнулась на сайте headhunter.ru на объявление, что новый глава комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктор Евтухов подбирает себе сотрудника. Я подумала: вот отличный шанс, надо обязательно попробовать себя еще и на этом поприще. Прошла несколько туров собеседований, и меня взяли. Со временем, когда у меня появился пароль от общей рабочей почты, я обнаружила порядка двух сотен присланных резюме на эту вакансию. Конкурс мне помог пройти красный диплом факультета журналистики СПбГУ. Особенно отмечу, что за меня никто не просил, не звонил, не было никого блата. Я была человеком со стороны! И я считаю, что это самый верный способ подбора своей команды — по профессиональным качествам, а не по принципу «друг, сват, брат».

Вжиться в роль пиарщика мне не составило труда, потому что я понимала, как работает редакция. Понимала все нюансы и отличия, например, работы печатного издания от телевидения. 

С Виктором Евтуховым всегда было очень комфортно работать. Он сам по себе очень неординарный человек: у него острый ум, он прекрасно понимает законы жанра. И как житель Санкт-Петербурга, очень свободолюбивого города, он всегда с глубоким уважением относится к труду журналистов. У нас не было запросов от СМИ, которые оставались бы без ответа. Мне могли позвонить в любое время дня и ночи.

,

,

Мой шеф имел уникальный талант мотивировать своих сотрудников. Например, с вечера перед родами я написала текст выступления, как сейчас помню, про ВТО, а с утра поехала рожать ребенка. Ноутбук с собой не взяла, но ряд рабочих вопросов решить удалось. У шефа был прямой эфир на «России 24» по развитию лег прома, а у меня схватки, которые заметно меньше ощущались при виде знакомого лица на экране планшета. Следующая статья по развитию лесопромышленного комплекса вышла у меня на второй день после рождения ребенка. 

Команда профессионалов, подобранная Виктором Леонидовичем, помогла сориентироваться в таких новых для меня сферах, как юриспруденция и экономика. Хотя, конечно, сложно было переводить юридический язык на простой человеческий, понятный рядовому читателю. Из приобретенных навыков мне особенно пригодилось умение быстро писать лаконичные тексты, выбирая самое важное из огромного массива информации. Коллеги вскоре признали во мне человека пишущего, и в дополнение к моим обязанностям пресс-секретаря я стала редактором еженедельной газеты «Виктория», тираж которой был более 30 тысяч. 

 

НА ВТОРЫХ РОЛЯХ

С грустью отмечаю, что современные пиарщики не умеют писать. Зато как командуют! Считая, что журналисты как-нибудь и так худо-бедно отпишутся. Это, на мой взгляд, самая главная ошибка молодого поколения PR-менеджеров, или, как я его называю, «поколения Twitter и мессенджеров». Кстати, главным профессиональным открытием для меня стало осознание того, что в информационном процессе пиарщику отведена глубоко второстепенная роль. Задача пресс-секретаря — создать максимально комфортные условия для работы СМИ. Иначе говоря, пиарщик просто должен подносить снаряды журналисту, чтобы тот сумел ими метко отстреляться, сполна отработав информповод.

Орган государственной власти — это мощный источник информации. Задача пиарщика в этой информации разбираться и иметь возможность раскрыть ее журналисту. Не будем забывать и о конкуренции! Эфир телевизионных и радиоканалов, полосы газет не резиновые, а у твоего информповода всегда найдется множество конкурентов, поэтому приходится постоянно повышать уровень производимого контента. И вот тогда-то на помощь приходит креатив, и это печально, если перевешивает административный или, что еще хуже, финансовый ресурс. 

,

СОВРЕМЕННЫЕ ПИАРЩИКИ НЕ УМЕЮТ ПИСАТЬ. ЗАТО КАК КОМАНДУЮТ! СЧИТАЯ, ЧТО ЖУРНАЛИСТЫ КАК-НИБУДЬ И ТАК ХУДО-БЕДНО ОТПИШУТСЯ. ЭТО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, САМАЯ ГЛАВНАЯ ОШИБКА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ PR-МЕНЕДЖЕРОВ

,

Но каким бы креативным ни был пиарщик, если ньюсмейкер хам, результат будет нулевой. Отношение представителя власти к журналисту — это очень сильный маркер. Каково отношение к журналистам — таково отношение к собственному народу. Да, бывают злые, недобрые, конфликтные журналисты, но ваша обязанность работать в правовом поле, а не угрожать им судебным разбирательством или тем, что ответы на все их запросы будут поступать в последний день отведенного по закону срока. Пиарщики — это такая пограничная профессия. С одной стороны, это чистый сервис, а с другой — прекрасное зеркало процессов, происходящих в обществе и системе государственного управления. 

 

СТОЛИЦА СТОЛИЦЕ РОЗНЬ

Работа пиарщика в органах исполнительной власти очень сильно отличается от работы в парламенте — региональном, федеральном. Прежде всего, это жесткая вертикаль и необходимость работать в системе. С другой стороны, и это мое личное мнение, информационный вес материалов, исходящих из органов исполнительной власти, самый высокий. Это накладывает ответственность и чревато опасностью впасть в прелесть, переоценив собственную значимость, а уж тем более решить, что все вокруг тебе должны.

Наверное, главное отличие работы в Москве от Санкт-Петербурга, не в обиду родному городу, это более высокий темп и конкуренция. То, что с легкостью появилось бы в СМИ Санкт-Петербурга, требует гораздо больших интеллектуальных усилий в Москве. К своим достижениям в работе я отнесу телевизионную программу «Евтухов. Индустрия», которая два года выходила на канале РБК. Выходить еженедельно с телевизионным продуктом, да еще и в прямом эфире, — это очень крутой драйв! А вдруг гости подведут, вовремя не приедут, тему не найдешь? По факту я была внештатным редактором этой программы, отвечала за тематику и подбор гостей. На мой взгляд, это был хороший экспертный продукт о российской промышленности. Нам удалось попасть в формат канала и очень четко уловить запрос аудитории.

Пятилетняя работа в Министерстве промышленности и торговли заставила меня задуматься над имиджем российской промышленности. Я размышляла над проблемами ее позиционирования и в результате предприняла попытки научным образом подойти к решению этого вопроса. Так у меня появился не один десяток научных статей на эту тему, были опубликованы две монографии. Однако научную деятельность мне на время пришлось отложить, поскольку я переехала в Калининград по семейным обстоятельствам.

 

ПРУССКОЕ ПРОКЛЯТИЕ ЯНТАРНОГО БЕРЕГА

Калининград я искренне полюбила. Это очень комфортный город для проживания в России. Возможно, это сугубо личная точка зрения, но Калининград удивительным образом умеет выводить людей на чистую воду. Это такая зона, где раскрываются самые худшие и лучшие человеческие качества. Что это? «Климат тут не тот», «прусское проклятие» или «стратегический регион»? Не знаю. Для меня это большая загадка, над которой я продолжаю и нынче размышлять. 

,

РАБОТА ПИАРЩИКА В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАБОТЫ В ПАРЛАМЕНТЕ — РЕГИОНАЛЬНОМ, ФЕДЕРАЛЬНОМ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ЖЕСТКАЯ ВЕРТИКАЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАБОТАТЬ В СИСТЕМЕ

,

Не  могу сказать, что избирательная кампания была «адовой» (выборы губернатора Калининграда в 2017 г. — ЖУРНАЛИСТ). Главу региона приняли с любовью и наделили высоким кредитом доверия. К сожалению, я не могу похвастаться тем, что лично у меня все получалось гладко. Очень тяжело работать в режиме «один в поле воин». Но при всех непростых отношениях с региональными медиа я получала от местных журналистов колоссальную поддержку и многому от них научилась. Скажу без громких слов: я в большом долгу перед ними. Хотя продолжаю считать, что со мной надо дружить. К сожалению, самая сложная борьба — это борьба не с внешним информационным врагом, а с отсутствием внутреннего чувства свободы и признания чужих прав.

Возвращение в журналистику происходило постепенно. Пока я была пресс-секретарем губернатора, у меня уже была программа «Родина слышит». Идея программы принадлежала Николаю Долгачеву — директору ГТРК «Калининград», поэтому сам бог велел сделать продолжение «Родина знает». Я веду утреннюю программу в легком развлекательном жанре и дневную передачу — занимательный разговор с интересными людьми Калининграда и области. Главная «фишка» нашей программы — это наш дуэт с Михаилом Дюковым, моим соведущим и директором радио. Во время эфира мы нещадно друг друга троллим. Без него эфиры скучны и пресны. Я должна отдать ему должное: такой вот незатейливый юмор и самоиронию может позволить человек глубокого внутреннего мира и собственного достоинства. Я испытываю кайф, находясь с ним в студии. 

Сейчас я в стадии завершения своей докторской диссертации, посвященной промышленному дискурсу. Работу пишу у известного петербургского социолога, профессора, доктора наук Дмитрия Петровича Гавры. Пять лет назад я защитила у него кандидатскую диссертацию по семейным ценностям. Научный базис, который я смогла получить в университете на журфаке, сейчас активно применяю на практике, сотрудничая с PR-агентством «FINEDAY». Речь идет о проведении психолингвистических исследований аудитории для адекватного выбора контента и каналов коммуникации при проведении PR-кампании. Методика во многом уникальная. Специалистов, которые владеют ею на профессиональном уровне, на рынке очень немного

,

Фото: из личного архива Валерии Родиной