Сегодня часто можно услышать от студентов: «Кому нужна эта практика?» И в самом этом вопросе уже интонационно заложен ответ — «никому». Вместе с тем практика — это необходимая часть учебного процесса, без которой вряд ли можно освоить азы будущей профессии. Но студенты не сильны в педагогике, и они вряд ли будут разбираться в том, что важно для их компетенций. При этом они всегда чувствуют, в каких редакциях им рады и где можно получить профессиональную поддержку для своих первых материалов. Конечно, сегодня атмосфера во многих масс-медиа не очень располагает к наставничеству: постоянная круговерть, продиктованная во многом конкурентной борьбой с другими СМИ. Но часто и сами студенты просто отбывают время в редакциях, отнимая время у своих взрослых коллег.
Подобному их поведению могут быть разные объяснения. Возможно, это и недоработка моих коллег-преподавателей: мы так теоретически готовим учащихся к выполнению профессиональной деятельности, что у них не возникает желания вникать в тонкости практической работы. Регулярное посещение лекций и практических занятий, своевременная сдача экзаменов и зачетов — вот тот минимум требований, который, как правило, предъявляется к студенту. Организация практики обычно остается на «обочине» учебного процесса. И если поиском мест для стажировки студентов факультеты журналистики как-то еще занимаются, то обсуждение ее результатов в учебных аудиториях проходит зачастую формально. Вместе с тем «разбор полетов» — процесс важный, и его не заменит в освоении профессии ни прекрасная лекция профессора, ни дискуссионное семинарское занятие. В связи с этим приглашаю уважаемых коллег, преподавателей журфаков к обсуждению этой проблемы. Есть факультеты журналистки, где сложились подходы к организации отдела практики. В данном материале обобщим существующий опыт.
Сегодня часто можно услышать от студентов: «Кому нужна эта практика?» И в самом этом вопросе уже интонационно заложен ответ — «никому». Вместе с тем практика — это необходимая часть учебного процесса, без которой вряд ли можно освоить азы будущей профессии. Но студенты не сильны в педагогике, и они вряд ли будут разбираться в том, что важно для их компетенций. При этом они всегда чувствуют, в каких редакциях им рады и где можно получить профессиональную поддержку для своих первых материалов. Конечно, сегодня атмосфера во многих масс-медиа не очень располагает к наставничеству: постоянная круговерть, продиктованная во многом конкурентной борьбой с другими СМИ. Но часто и сами студенты просто отбывают время в редакциях, отнимая время у своих взрослых коллег.
Подобному их поведению могут быть разные объяснения. Возможно, это и недоработка моих коллег-преподавателей: мы так теоретически готовим учащихся к выполнению профессиональной деятельности, что у них не возникает желания вникать в тонкости практической работы. Регулярное посещение лекций и практических занятий, своевременная сдача экзаменов и зачетов — вот тот минимум требований, который, как правило, предъявляется к студенту. Организация практики обычно остается на «обочине» учебного процесса. И если поиском мест для стажировки студентов факультеты журналистики как-то еще занимаются, то обсуждение ее результатов в учебных аудиториях проходит зачастую формально. Вместе с тем «разбор полетов» — процесс важный, и его не заменит в освоении профессии ни прекрасная лекция профессора, ни дискуссионное семинарское занятие. В связи с этим приглашаю уважаемых коллег, преподавателей журфаков к обсуждению этой проблемы. Есть факультеты журналистки, где сложились подходы к организации отдела практики. В данном материале обобщим существующий опыт.
Так, на факультете журналистики МГУ преподаватели выпускающей кафедры каждому выпускнику писали свободный отзыв, в котором оценивали результаты практической работы студента, анализировали динамику его профессионального роста или причины его творческих неудач. В конечном итоге аттестационная комиссия в рамках государственного экзамена выносила оценку результатов практики студентов.
У студентов факультетов журналистики дисциплина «Разбор практики» включена в расписание как дневного, так и вечернего отделения. Форма отчетности, как правило, экзамен. В условиях специалитета разбор практики существовал на многих факультетах журналистики и был утрачен с переходом на бакалавриат, что вызывает огромное сожаление. Занятие проводились еженедельно в течение семестра и строились в виде коллективного обсуждения. Каждый студент рассказывал о том, где проходил практику, с какими сложностями столкнулся. Он показывал свое творческое досье, отвечал на вопросы не только преподавателя, но и студентов.
Периодически отчет о практике одного студента перерастал в живую дискуссию, в которой принимали участие все его одногруппники, — проблема, возникающая в работе одного, становилась важной для всех. И тогда учащиеся включались в активный поиск путей выхода из, на первый взгляд, тупиковых ситуаций, которые подстерегают практикантов в редакциях на каждом шагу. Важность этой дисциплины также и в том, что студенты «из первых рук» сообщают, как в реальности обстоят дела в СМИ. Эта информация полезна не только другим учащимся, которые могут таким образом расширить свое представление о состоянии современной журналистики и получить новые сведения о том, с чем они тоже могут столкнуться в дальнейшей своей работе, но и для преподавателей, особенно если они не имеют в данный момент прямых контактов со СМИ.
,
,
Анализ результатов практики позволяет увидеть те намечающиеся тенденции в современной журналистике, которые важно знать и учитывать в учебном процессе. Прежде всего, это касается расширения границ профессии. Исторически составляющими журналистики считались авторская, редакторская и организаторская работа. Причем авторство единодушно признавалось как ядро профессии. Часто на факультеты журналистики поступали ребята, которые мечтали писать очерки, корреспонденции, зарисовки, аналитические статьи. И практика в СМИ в основном была ориентирована на отработку этих навыков. Сегодня мало кто из студентов проходит традиционную практику в масс-медиа: нередко им приходится выполнять работу, которой не учились. Это происходит потому, что журналистика за последние десятилетия очень изменилась, заметно расширился круг специализаций и функциональных обязанностей.
Так, мои студенты за время прохождения практики в СМИ постигали новые для себя сферы деятельности:
• переводили иностранные тексты;
• готовили библиографические справки о героях публикаций;
• разрабатывали структуру сайта;
• осуществляли продвижение музыкальных проектов фестивалей музыки;
• формировали сообщество вокруг идеи;
• разрабатывали PR-стратегии для социальных проектов;
• писали пресс-релизы;
• разрабатывали бренд-буки компаний;
• занимались разработкой, производством и запуском на российский рынок многоплатформенного медийного сервиса, сочетающего в себе возможности и характеристики как инновационного наземного телевещания, так и интернет-ТВ;
• вели сайт компании (написание новостей, подготовка и обновление контента страниц, редактирование, совершенствование информационной структуры сайта);
• редактировали теги и заголовки текстов других авторов;
• готовили PR-материалы (пресс-релизы, приглашения, поздравления, письма, имиджевые статьи, лист вопросов-ответов);
• работали выпускающими редакторами интернет-сервиса по продажам товаров и услуг, занимались литературным редактированием материалов копирайтеров, а также организацией работы отделов копирайтеров и дизайнеров, подбором фотоиллюстраций, утверждением макета с отделом продаж и заказчиком.
Тем не менее, многие из них, к счастью, сумели попробовать себя именно в авторской журналистике. Писали новостные и аналитические материалы для «Собеседника», «Российской газеты», «Новой газеты», «Новых Известий», «Учительской газеты», «Московской правды», журнала «Мой друг СОБАКА», телеканала «РБК». Их тексты мы анализировали на занятиях, спорили и размышляли о сложностях журналистской профессии в современных условиях.
Эти дискуссии стали опытом профессиональной рефлексии, которая не меньше важна в общеобразовательном процессе, чем освоение технологии создания текстов. Таким образом, процесс осмысления результатов практики не должен быть формальным и существовать автономно от вузовских занятий.
В учебном процессе дисциплина «Разбор практики» позволяет не на словах, а на деле проявить заботу о молодой журналистской смене. Думается, что серьезное отношение к тому, с какими навыками наши студенты возвращаются в аудитории, создаст ощущение общего дела и взаимных обязательств. Мы учимся друг у друга, поэтому тот опыт, который они получают на практике в редакциях, полезен нам, педагогам, не меньше, чем им.
,