,
В марте этого года консервативный портал The Babylon Bee опубликовал фельетон, обличающий левацкую предвзятость мэйнстрим-медиа. Фельетон назывался «CNN купила стиральную машину промышленного размера для перекручивания фактов». «Специально разработанный девайс позволяет журналисту CNN загрузить факты по конкретной теме, нажать режим spin cycle (spin на маркетинговом слэнге — перекручивание/перекраска события в нужный цвет), и через пять минут можно доставать готовую заметку, в которой история представлена в нужном свете», — сообщается в фельетоне.
Всякому человеку со средним образованием понятна метафора и понятен вымысел. Читатель ждет уж рассказа о кознях алгоритма. Но нет. Козни подстроил не алгоритм, а другой человек, специальный человек — фактчекер.
Фельетон поначалу пошел хорошо среди консервативной публики. Но потом несчастные активисты из The Babylon Bee стали замечать, что трафик из Фейсбука у них падает. Их последователи, перед тем как поделиться публикацией, получали уведомление, что новость недостоверна. А администрация The Babylon Bee была предупреждена о том, что охват в Фейсбуке будет понижен и, следовательно, монетизация тоже снизится.
Оказалось, что фельетон попал в разряд фейк-ньюс. После скандала с избранием Трампа и обвинениями Фейсбука в создании питательной среды для фейк-ньюс социальная сеть занялась своей гигиеной. Среди прочих мер было одобрено партнерство с различными проектами, которые занимаются фактчекингом, то есть отловом недостоверных публикаций в сети.
,
,
И вот один такой проект, Snopes, честно, на голубом глазу, решил проверить публикацию The Babylon Bee, в которой сообщается, что CNN купила машинку для перекручивания фактов. Покупала ли CNN такую машину? Нет, не покупала. Все, фейк-ньюс.
На публикацию был поставлен красный флаг, алгоритмы Фейсбука получили представление партнера-фактчекера и автоматически включили механизмы противодействия публикации и ее источнику. Ведь Фейсбук хочет очиститься от недостоверной информации.
Консерваторы и The Babylon Bee подняли скандал. Потому что очевидно же, что речь идет теперь не о фейк-ньюс, а о свободе слова. А социальная сеть как бы поощряет политическую вендетту, зажимая художественный политический памфлет. Фейсбук опомнился и все разблокировал.
Но проблема обозначилась более широко. Обожествление факта может завести далеко. Не все что факт — хорошо, не все что хорошо — факт. Мнения, двусмысленности, даже нарочитый и дерзкий вымысел — это нормальные аспекты массовой коммуникации и человеческого общения в целом. Загоняя коммуникацию в бинарную систему «факт — фейк-ньюс», радетели общественного здоровья создают предпосылки для тоталитаризма другого сорта.
В целом же можно отметить, что маятник начинает обратное движение. Все чаще появляются публикации о том, что человек не обязан мыслить фактами и излагать факты, что общение в сети не должно подвергаться ограничениям на основании жупела соответствия фактам.
,