,
Facebook отрапортовал о титанических усилиях по борьбе с фейк-ньюс, экстремизмом и спамом. В первом квартале 2018 года соцсеть заблокировала 583 миллиона фальшивых аккаунтов. Если учесть, что всего в Фейсбуке сейчас 2,19 миллиарда месячных пользователей, цифра в полмиллиарда закрытых аккаунтов выглядит тотальной зачисткой. Если бы у каждого пользователя было по одному аккаунту, это означало бы, что Фейсбук зачистил четверть самого себя. Фантастическое, беспрецедентное самоочищение.
Но аккаунтов гораздо больше, чем пользователей. Поэтому вычислить точную долю зачистки сложно. Некоторые данные свидетельствуют, что уровень фейковых аккаунтов достигал 11 % в 2014 году. В связи с очевидной маркетинговой и выборной активизацией в последующие годы, можно предположить, что доля фейковых аккаунтов сейчас могла приближаться к 20 % или даже больше. Так что в начале года соцсеть провела поистине генеральную уборку. И действительно, по субъективным ощущениям, в ленте ФБ стало меньше хлама.
Это еще не все. Отчеты Фейсбука звучат как рапорты о достижения на советском производстве. В первом квартале Фейсбук вычистил 837 миллионов единиц спама, 21 миллион единиц обнаженки и порнографии, 3,4 миллиона сцен насилия, больше 2 миллионов проявлений ненависти и почти 2 миллиона единиц пропаганды терроризма.
,
,
Фейсбук заявляет, что ему удается вычищать спам «почти на 100 %», пропаганду терроризма — на 99,5 %, фейковые аккаунты — на 99,5 %, обнаженку и порнографию на 95,8 %. Похуже дела обстоят с насилием и проявлениями ненависти — их удается вычищать на 85,6 % и 38 % соответственно.
На фоне послевыборной критики и обвинений в распространении фейк-ньюс, соцсеть, похоже, действительно прилагает титанические усилия. В январе Марк Цукерберг объявил о перестройке алгоритмов. Они снизили выдачу коммерческой информации в пользу личной информации друзей. Сейчас Фейсбук активно почистил контент.
За всем этим кроется революционная перемена. Два года назад Фейсбук настаивал, что он всего лишь платформа и за контент несут ответственность сами пользователи. Под огнем послевыборной критики произошел кардинальный разворот. Фейсбук признал свою ответственность за контент и занялся его модерацией.
Остается наблюдать за дальнейшим дрейфом соцсети: остановится ли она на этом уровне вмешательства в контент или под давлением общественности и регуляторов пойдет дальше — в редактуру, превращаясь в новое мега-СМИ.
Между тем Twitter, который принципиально показывал сообщения в хронологическом порядке, не вмешиваясь в выдачу никакими алгоритмами, вдруг тоже заявил о начале фильтрации и редактуры. Теперь алгоритм будет прятать комментарии пользователей, если сочтет, что пользователь «отвлекся от обсуждения». Нужно будет нажать специальную кнопку, чтобы все же увидеть комментарии такого пользователя. Причем алгоритм будет руководствоваться социальным скорингом — репутацией пользователя. Плохая репутация увеличит вероятность выбраковки комментариев до тех пор, пока пользователь «не улучшит репутацию». Механизм вводится для борьбы с троллями, которые засоряют обсуждения под твитами влиятельных блогеров.
,