В небольших редакциях журналисту часто приходится быть многостаночником — он же редактор, корректор, верстальщик, фотограф, а еще курьер и уборщица. Хоть смейся, хоть плачь!

Позвольте, коллеги, поделиться с вами, с теми, кто фотографирует для своих публикаций, некоторыми рабочими советами — они могут вам показаться очевидными, но, просматривая самые разные издания, вижу одни и те же типовые ошибки…

Первый совет: потратьте полчаса-час на изучение своей камеры. Как известно, русский человек лезет в инструкцию только тогда, когда все уже запорол и что делать дальше, он не знает. Фотоаппарат, он же фотокамера (это название принято в профессиональной среде), — сложный прибор со множеством режимов и настроек. Как правило, в руках пишущего оказывается простенькая зеркальная камера начального уровня, но и в такой камере есть разные режимы, позволяющие улучшить ваши снимки.

,

,

Очень популярен режим полного автомата — он обозначается либо зеленым прямоугольником, либо словом «авто» (auto). В этом режиме вы полностью доверяете камере, но куда она вас вывезет — знают только инженеры, которые ее проектировали.

 

,

,

Гораздо разумнее пользоваться режимом «программа» (обозначается значком «Р»), когда камера сама подбирает выдержку и диафрагму, но в ее работу можно вмешаться и внести поправки с помощью кнопок и дисков или через экранное меню. 

 

,

,

Профессионалы часто пользуются режимом приоритета диафрагмы (обозначается буквой «А», от английского Aperture, на камерах Canon обозначается буквами «Av»), то есть раскрывают или зажимают диафрагму в объективе, что позволяет регулировать глубину резко изображаемого пространства. Для пишущих это звучит тарабарщиной, поэтому скажу проще: вы зажимаете диафрагму до значений 8… 11… 16, и резкими оказываются не только нос и глаза, но и уши, и кресло, и деревья, то есть фон для основного объекта вашей съемки. Обратно — вы открываете диафрагму (5,6… 4… 2,8), и глубина резкости уменьшается, то есть вы размываете ненужный фон. Хороший инструмент, но с ним необходимо попрактиковаться, чтобы уверенно им владеть.

 

,

,

Есть режим приоритета выдержки, то есть скорости затвора в камере, которая измеряется в долях секунды: 1 секунда, 1 / 2… 1 / 8… 1 / 60… 1 / 500 и до 1 / 4000 секунды. Чем длиннее выдержка, например, 1 / 30 или 1 / 8 секунды, тем больше риск получить смазанные фигуры, ведь люди редко замирают ради вас. Они разговаривают, машут руками, поворачивают голову, и с длинной выдержкой получаются размазанные руки и лица. Короткие выдержки (1 / 250 или 1 / 1000 секунды и т. д.) применяются для гарантированной «заморозки» движения быстротекущих событий типа авто- и мотогонок, спортивных игр, рукопожатий, объятий и т. п. Если вы понимаете, что риск смазать изображение велик, то разумно будет переключиться на этот режим.

 

,

,

Буквой «М» (Manual) обозначается полностью ручной режим, который позволяет управлять всеми возможностями камеры, но нужна очень серьезная практика, иначе брака будет слишком много.

 

,

,

Чувствительность (обозначается в меню «iso») позволяет снимать при любом свете, и чем выше чувствительность, тем больше свободы у фотографа, но тем хуже техническое качество кадра, растут шумы, деградирует цвет. Однако полиграфия некоторых изданий прощает такие огрехи или маскирует их.

 

,

,

На вашей камере, скорее всего, стоит зум-объектив, который позволяет менять фокусное расстояние и тем самым удалять или приближать объекты. Не забывайте пользоваться им в ваших съемках. К тому же все современные камеры являются автофокусными, то есть в них есть специальная система, она позволяет навести резкость на нужный вам объект. Можно полностью довериться камере, но велик риск, что резкость наведется не на глаза персонажа, а на ветку за его ухом… Поэтому стоит самому выбрать точку фокусировки в меню камеры.

,

,

•   Обязательно оценить фон. Сплошь и рядом попадаются портреты людей, из головы которых растет столб, дерево или чужие руки. Постарайтесь снимать на хорошем фоне, а не у наваленных досок, покосившихся столбов или мусорных куч. И хорошо, если задник наводит на мысль о профессии или роде занятий портретируемого. Как догадаться, что на фото лесоводы, если вы сняли их у книжного шкафа? Выведите их  на  воздух, к  ближайшей елке или березе и снимите там!

•   Типичной ошибкой является обрезание рук и ног — вы сняли группу людей в полный рост, а ступней не видно… Сделайте шаг назад или крутаните зум-объектив, и все будет в кадре. Когда делаете портрет, следите не только за лицом (человек с прикрытыми / закрытыми глазами и с открытым ртом выглядит плохо), но и за руками — не стоит резать руки по суставам, это плохо выглядит.

,

,

,

•   В  любом фотоаппарате, как правило, есть встроенная вспышка. Она хиленькая, но часто бывает незаменимой. В помещении без вспышки лучше вообще не снимать. Если снимаете человека против света, без вспышки получите лишь темный силуэт на фоне окна. Включите вспышку — она подсветит передний план. Если вам придется фотографировать, повернув камеру для вертикальных кадров, то тень от вспышки будет сбоку от персонажа, что не очень хорошо. Решение — отведите человека от стены, и тень растворится на фоне. Либо снимайте в обычном горизонтальном положении, тогда тень от вспышки уйдет за плечи персонажа…

•   Еще один совет: Делайте несколько кадров одного сюжета и выбирайте лучший. К тому же всегда есть возможность снять более интересную композицию или под другим углом, или с другим светом. Благо, с цифровой камерой вы можете отснять пару сотен снимков, не обращая внимания на то, что кто-то моргнул, повернулся, махнул рукой, и потом выбрать из них самый подходящий, самый интересный.

,

,

•   Не забывайте, выходя на съемку, проверить состояние аккумулятора, наличие флешкарты, на которую записываются фотографии, ну и саму камеру не забудьте… 

,

Фото: Юрий Трубников