,
В медиапотреблении продолжаются тектонические процессы, связанные с утратой интереса публики к традиционным медиа. Проблемы испытывает не только пресса, но и телевидение. Публика уходит из традиционного ТВ в стриминг (Netflix) или рекомендательное смотрение (Facebook, YouTube). В самом деле, почему люди должны смотреть фильмы и передачи тогда, когда их запрограммировал продюсер, если они могут теперь смотреть их в удобное время?
Зритель получил возможность самовольно управлять временем телесмотрения. Он переметнулся в короткие ролики либо в «запойные просмотры» (binge-viewing, весь сезон сериала за ночь). Другой фактор: производители видео, включая любителей и полупрофессионалов, получили доступ к аудитории и резко взвинтили конкуренцию за время зрителя. Качество их продукта проигрывает профессиональной картинке телевизора, но объемы поставок и простота доставки…
Кроме того, альтернативные форматы телесмотрения не мучают зрителя рекламой. Все это ставит традиционное телевидение в трудную ситуацию.
Непоколебимой твердыней телебизнеса казались массовые мероприятия, прямая трансляция которых, во-первых, гарантировано собирает аудиторию и, во-вторых, остается под контролем ТВ. Это популярные спортивные матчи и ежегодные шоу с участием звезд, вроде церемонии вручения Оскара.
Но и тут начались нехорошие брожения. Соцсети (Facebook, Twitter) и стриминги (Netflix, Amazon) выходят на рынок спортивных телетрансляций, покупают права у лиг. Они могут вытеснить ТВ из этой ниши (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Пришли за телевидением). Из последних тревожных новостей: падает телеаудитория ВСЕХ самых популярных церемоний награждения звезд.
Последний Golden Globes, даже собрав 19 миллионов зрителей, снизился по аудиторному охвату до 6-летнего минимума. Падение аудитории за год составило 11 % в самой рекламоемкой группе (возраст 18-49) и 5 % total. Ведущий шоу, один из самых звездных американских ургантов, Сет Мейерс, ситуацию не спас.
,
,
Аудитория Billboard Music Awards, прошедшего четыре дня назад, 20 мая, упала до исторического минимума; снижение составило 8 % в ключевой группе (18-49) и 9 % среди всех зрителей.
Аудитория The Screen Actors Guild Awards рухнула в январе этого года на 33 % в группе 18-49 и на 21 % среди всех зрителей. Там, правда, сказалось частичное совпадение времени трансляции с футбольным матчем.
Зрительское равнодушие затронуло и самые культовые церемонии. Церемония вручения Grammy собрала 19,8 миллионов зрителей, но это самый низкий показатель за 9 лет. Годовое падение составило 24% в группе 19-49 и столько же среди всех зрителей.
Oscar в этом году собрал 26,5 миллионов. Это все еще крупнейшая телецеремония из всех. Но цифры падения тоже впечатляют: 16 % в группе 18-49 и 26 % среди всех зрителей. Падение продолжается четвертый год подряд.
Статистика свидетельствует, что это не проблемы какой-то одной церемонии. Не получится списать на скучную режиссуру предыдущих лет или унылый состав лауреатов. Интерес публики падает абсолютно ко всем прежде безумно популярным телешоу награждения звезд.
Внятных объяснений происходящему пока нет. Комментаторы пытаются как-то связать спад интереса публики с сексуальными скандалами, захлестнувшими мир звезд прошлой осенью. Но это звучит неубедительно. Скандалы как раз наоборот должны привлекать публику.
Кроме того, волна снижения рейтингов церемоний началась еще в сентябре 2017-го — до скандала с Харви Вайнштейном. Сентябрьская трансляция Emmy, ведомая другим звездным ургантом, Стивеном Колбертом, собрала 11,4 миллиона зрителей, показав худший результат в истории. Годовое падение в ключевой аудитории (18-49) составило 10 %.
Сказывается, видимо, общий спад интереса к телевизору, вызванный нарастающей конкуренцией со стороны других платформ и форматов телесмотрения. В сутках всего 24 часа, и претендентов на эти человеко-часы в медиа становится все больше.
Из массовых событий с гарантированной аудиторией и монополией ТВ остаются Олимпиады, где правообладатель жестко следит за правами на трансляцию и эти права пока принадлежат телекомпаниям. Но и тут телеаудитория снижается. Сочинскую олимпиаду на всех платформах NBC (держатель олимпийской телелицензии в США) посмотрело 20 миллионов американцев, а недавнюю Олимпиаду в Пхеньяне — 17,2 миллиона. И, кстати, олимпийские церемонии тоже перестают быть монополией телевизора и переезжают в соцсети.
Наконец, последний бастион ТВ — прямые трансляции королевских свадеб. Но принцы в нашей главной монархии на ближайшие лет 10-15 закончились. Да и сетевая трансляция тоже уже вмешивается в былую телевизионную монополию.
Для понимания происходящих процессов важно отметить также другое тектоническое событие, «намеченное» на 2018 год. В этом году потребление телевизора упадет, а интернета вырастет — настолько, что эти две кривые впервые в истории пересекутся и интернет побьет телевизор в мировом масштабе. Видимо, между этим событием и падением аудиторий звездных церемоний тоже существует некая связь.
,