За время газетной жизни мне пришлось поработать и дизайнером, который получает задачи от редактора, и редактором, который объясняет дизайнеру, что нужно делать. В идеальном продукте визуальный ряд и содержание переплетены настолько крепко, что читатель не особенно понимает, где начинается одно и заканчивается другое. История воспринимается целиком, а не как «текст с фоткой» или «много букв с табличками». Но элементы не будут работать вместе, если не работают вместе люди, которые за них отвечают. А чтобы работать вместе, им нужно понять, как вести себя по отношению друг к другу.
Как правильно пользоваться дизайнером
,
,
РАЗБЕРИТЕСЬ, КТО ДИЗАЙНЕР. Часто слышишь: ну, у нас нет дизайнера, у нас только верстальщик (или — оператор ЭВМ). Не верю. Дизайнер в нашем случае — это такой человек, который принимает решение о том, как наиболее эффектно и эффективно визуально рассказать историю. В любой редакции всегда есть такой человек. (Потому что газета же как-то выходит, да? Она ведь всегда имеет физическую форму.) Если вы считаете человека, которому поручили «собирать» полосы, недостаточно компетентным и, стоя за спиной, тычете пальцем в экран, говорите, что и куда ставить, значит, дизайнер — это вы. (Иногда дизайнерами бывают, например, начальники департаментов горисполкома, когда говорят, что и как ставить на первую полосу.) Советовать и советоваться — это нормально. Но смешивать роли все же не стоит. Решите, кем же вы работаете: редактором или дизайнером. Называть должности можно по-разному, но всегда должен быть человек, который отвечает за то, как подается содержание, даже если он называется «оператор шрифта и красок».
,
,
ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАЙТЕ СВОИ МЫСЛИ. «Сделай красиво» — это не задача. «Как-то скучно» — не оценка. «Поиграй шрифтами» — не совет. Дизайнер не будет знать, что с этим всем делать. Потому что, по сути, вы говорите: я не знаю, что я хочу, реши сам. Или: мне не нравится, но я не могу сказать, что именно. Если вы действительно не знаете, то так и скажите. На первых порах полезно показать на примерах (в каталогах, на сайтах, в других газетах) то, что вы хотите примерно увидеть: «Сделай такую же, только с перламутровыми пуговицами» — это гораз до более понятная задача, чем «что-нибудь такое модерновое и стильное».
,
,
НА СТРАНИЦЕ — ТОЛЬКО ДВА ИЗМЕРЕНИЯ! Скажем, на полосу формата А3 входит 12 тысяч знаков. Вы даете дизайнеру материал на 11 тысяч знаков и четыре фотографии. А потом спрашиваете: почему А) столько текста не влезло, он же гениальный, Б) почему фотки такие крошечные, В) почему только одна фотография? На полосе — только два измерения. Если вы хотите большую фотографию, текст не может быть 12 тысяч знаков, он должен быть максимум 6–7 тысяч знаков. Если хотите много фотографий, значит, текст должен быть еще короче или его не должно быть на этой полосе вообще. Дизайнер — не маг и не может преодолевать законы природы.
,
,
ПЛАНИРУЙТЕ ДИЗАЙН. «Вот тебе кирпич, веточка и листок, построй из этого красивый домик». Как бы вы отнеслись к такой задаче? Дизайнер, которому приносят уже готовые элементы, ни количество, ни тип которых он не определял, оказывается перед такой же проблемой. Он может построить из них только то, что он может построить. Дизайнер должен быть частью процесса планирования, если речь идет о чем-то большем, чем просто выбор нужного шаблона верстки. Он должен еще в самом начале сказать, что же ему понадобится, чтобы «построить красивый домик». Нельзя просто вывалить на дизайнера набор цифр, а потом сказать: сделай инфографику. Дизайнер заставляет уже найденные связи стать очевидными и наглядными. Но он не будет и не должен искать эти связи. Это работа редактора и журналистов. Сравните задачи: «Сделай графики про рост цен на нефть и бензин» и «Нам нужно показать, что, даже когда рост цен на нефть замедляется, цена на бензин продолжает расти».
,
,
УБОГОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ПО ФОРМЕ. Не бывает гениального дизайна для нудного заголовка, фотографии с дядей за столом и текста о визите губернатора на строительство трансформаторной будки. Оформление может подчеркнуть и многократно усилить воздействие отличной истории, гениальной фотографии, остроумного заголовка. Но нельзя сделать из плохих фотографий прекрасный фото разворот, а из скучнейших заголовков — магнит для глаза. Преж де чем обвинять дизайнера, что он не может «разнообразить дизайн», что «все полосы одинаковые», посмотрите, где реально проблема: в дизайнере и его навыках или в том, что ваши истории — ни о чем, что они и одинаковы, и одинаково скучны.
,
,
РЕАЛЬНО ОЦЕНИВАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Нужно четко понимать, что на данном этапе умеет ваш дизайнер (ваша группа выпуска), а чего она не умеет. Ставьте задачи, исходя из того, сколько у вас есть времени. Бывает, что дизайнеры из самых лучших побуждений берутся за иллюстрации, инфографику, на изготовление которых у них уходят многие часы, а то и дни, в то время как остальная работа стоит. Да еще и результат работы не впечатляет.
,
,
ДАВАЙТЕ ДИЗАЙНЕРУ РАЗВИВАТЬСЯ. Временем сотрудников нужно распоряжаться разумно, но при этом всячески поощряйте своих людей пробовать что-то новое: осваивать новые программы, учиться рисовать, строить графики. Да, для полного новичка изобразить в 3D-конструкторе даже элементарную кружку — достижение и много часов работы, но как еще ваш дизайнер научится? Я вовсе не противоречу предыдущей инструкции. Просто важно разделять задачи на срочные и не срочные. И вот в рамках менее срочных давать больше времени на то, чтобы пробовать новые средства, ошибаться, учиться.
,
,
ОПТИМИЗИРУЙТЕ ПРОИЗВОДСТВО. За модель издания отвечает главный редактор: под его руководством она и разрабатывается. Модель состоит из многих элементов, но в том чис ле — это структура каждого номера, рубрики, модульная сетка, принципы верстки полос и — важно — шаблоны. Здоровое издание где-то 75 процентов полос верстает по шаблонам (не значит, что по одним и тем же, но выбирает из достаточно разнообразного набора) и таким образом освобождает ресурсы для более сложных и творческих решений, которые размещаются на остальных 25 процентах площади (или меньше).
,
,
РЕЗЕРВИРУЙТЕ ВРЕМЯ И МЕСТО. Чем задача нетривиальнее для вашего дизайнера, тем больше для ее успешного решения понадобится времени и, скорее всего, места (в газете).
,
,
ЗАПАРАЛЛЕЛИВАЙТЕ ПРОЦЕССЫ, АДМИНИСТРИРУЙТЕ. В маленьких редакциях нет возможности бросить на одну сложную задачу двух-трех дизайнеров одновременно, особенно если дело близится к выпуску. Поэтому важно разбить процесс производства (например, сложной инфографики) на этапы, понять, когда будут свободные окна у каких людей, постараться максимально запараллелить процессы. Например, если речь, скажем, идет о крушении самолета, пока журналист ищет информацию о жертвах, звонит источникам, дизайнер делает набросок полосы, редактор собирает контекстную информацию, бильд-редактор ищет фотографии такого же самолета в нужных ракурсах, чтобы дизайнер мог потом самолет быстрее отрисовать, а завхоз едет в магазин за фломастерами (ну вдруг понадобятся). Такая работа требует координации.
,
,
ДУМАЙТЕ ВМЕСТЕ. Иногда, в силу квалификации или жизненного опыта, дизайнер не может предложить устраивающее вас решение. И вы тоже не можете его предложить. Это нормально, если иногда вы будете вместе думать над инфографикой, иллюстрацией, первой полосой. Хорошо, когда ваш персонал видит, что правильное решение не всегда очевидно и для вас и вы готовы вместе с ними искать, работать, думать, пробовать, удивляться и ошибаться. Должно быть понятно, что часто нет правильных ответов на вопросы, но есть правильное отношение к их поиску. При всем при этом помните О ПУНКТЕ № 1.
,
«ПОИГРАЙ ШРИФТАМИ». Нескучным дизайн делают нескучные фото, заголовки, нескучные идеи, разнообразие элементов, из которых можно собрать полосу, и наличие пространства, где все это можно разместить. Как голый человек не станет хорошо одетым оттого, что он поиграет мускулами, так и текст не станет хорошо оформленным оттого, что заголовок будет набран пляшущими буквами.
«СДЕЛАЙ ШРИФТ ПОМЕЛЬЧЕ / УМЕНЬШИ ИНТЕРЛИНЬЯЖ». Если в газете есть стили оформления, они должны соблюдаться. Для набора используются определенные группы шрифтов, с заданным интерлиньяжем, кеглем, кернингом и так далее. Вы не можете менять стиль каждый раз, когда что-то не влезает на полосу. Так же как вы не можете бесконечно перестраивать дом, когда у вас туда не помещается какой-то по глупости купленный предмет мебели: в конце концов ваш дом будет напоминать кучу мусора. Вот и с газетной страницей то же самое.
«ПРИДУМАЙ ЧТО-НИБУДЬ, ТЫ ЖЕ ДИЗАЙНЕР». Как правило, это говорится, когда никто не спланировал визуального решения, а что-то придумывать уже поздно. Фактически речь идет о перекладывании ответственности за организационную промашку на другого человека, который только и сможет придумать «что-нибудь». Если уж сложилась такая ситуация, то признайте провал, сядьте вместе с дизайнером и попробуйте придумать выход из ситуации, если он в растерянности и сам его не видит. Так вы разделите ответственность.
,
Как правильно пользоваться редактором
,
,
ВЫ — ВИЗУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ. Осознайте свою ответственность, и многие вещи в ваших отношениях с редактором начнут выстраиваться по-другому. Вы рассказываете историю так же, как ее рассказывает репортер или фотокорреспондент, только средства у вас другие. Спросите редактора: о чем история? Что в ней главное? Почему именно это, а не что-то иное? Зачем об этом читать вашей аудитории? Все это поможет принять правильное решение о том, как эту историю рассказывать. Нормальному редактору понравится, что вам не все равно.
,
,
УЧАСТВУЙТЕ В ПЛАНИРОВАНИИ. Делать это — ваш прямой интерес. Кто-то предлагает сделать инфографику? Объясните, что двух цифр вам для этого будет недостаточно, и скажите, что будет нужно для того, чтобы инфографика имела смысл и удалась: «люди слов» не всегда ясно понимают, какая работа требуется для того, чтобы нарисовать реконструкцию происшествия. Или вы можете пресечь на корню идею ночного репортажа с улиц Черепокапецка, так как вашу газету печатают на ксероксе с просроченным картриджем и богатство оттенков черного печать все равно не передаст. Набросок разворота поможет оценить, сколько реально на него войдет текста и фотографий: журналисты и редакторы будут вам благодарны, что вы избавили их от лишней работы. Нормальный редактор будет рад, если вы ему скажете: «Для того чтобы это сделать, мне понадобится то-то и то-то, понадобится столько-то и столько-то времени». Это поможет редактору делать его работу. Постоянное же: «Я не могу воплотить то, что вы мне тут предлагаете» — будет только раздражать, даже если вы действительно не можете это воплотить из-за отстутствия навыков, времени или ресурсов. Предлагать решения всегда лучше, чем ныть.
,
,
ПОКАЖИТЕ, КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ. «Люди слов» думают текстами. Там, где вы поставили улыбающееся лицо, они напишут: «Его лицо улыбалось». Если редактор не видел, как может быть по-другому, что истории можно рассказывать не только при помощи длинных текстов, но и при помощи кучи других средств, ему трудно представить ассортимент вариантов. Просто нарисуйте, покажите, как это было у других изданий (в каталогах, на сайтах). Очаруйте возможностями. Редакторы — тщеславные люди. Если их газета / разворот / материал будет выглядеть эффектно, они это оценят. Звучит смешно, но «будет не хуже, чем в «Нью-Йорк таймс» — это вполне себе аргумент. Впрочем, в большинстве случаев в итоге будет все же хуже. Но не надо сразу говорить об этом редактору.
,
,
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАК ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ РАЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Вы — человек, который видит, как все элементы истории выглядят на полосе, как фото, заголовок «женятся» или «не женятся» друг с другом и с другими материалами разворота. Редактор оценит, если вы поможете заметить и исправить накладки, которые становятся очевидны только на уровне разворота. То же касается любых других очевидных ошибок и нестыковок в тексте: сообщите о них редактору.
,
,
НЕ ЗАКАТЫВАЙТЕ ГЛАЗА. То, что ваш редактор не знает разницы между трекингом и кернингом, еще не делает его плодом неудачного брака между ослом и тиранозавром. Если есть проблема, объясните наглядно, почему то, что вы предлагаете, лучше: в конце концов, делать сложное наглядным — это ваша профессия. Да, редактор может быть мало знаком с тем, что происходит в мире газетного оформления. Ну так помогите ему немного образоваться. Подсуньте журнальчик, покажите красивую газету, дайте посмотреть гениальную инфографику. Чем больше редактор понимает в дизайне (на своем уровне, конечно), тем лучше для вас. Важно, чтобы вы могли говорить на одном языке. Вообще, пытаться объяснить, это всегда лучше, чем истерить.
,
,
НЕ ДЕМОНСТРИРУЙТЕ БЕЗДЕЛЬЕ. Очень часто бывает, что редактор не может организовать работу так, чтобы нагрузка на группу выпуска (которая включает и дизайнеров) распределялась равномерно. Особенно это характерно для еженедельников. В дни выпуска напряжение ужасное, и люди сидят до глубокой ночи, а сразу после выпуска фактически в открытую бездельничают: играют в игры, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях. В общем, всем своим видом показывают, что им нечего делать. Если такая ситуация продолжается долго, то у остальной редакции (включая редактора) именно такое мнение и складывается: группа выпуска — это каста бездельников. (Дизайнеры и верстальщики могут жаловаться на то, что нагрузки в какие-то дни нет совсем, а потом все нужно сделать за полтора дня, но на самом деле их эта ситуация часто устраивает: во время аврала меньше спроса с качества работы, и, будучи распределенной таким неравномерным образом, реальная рабочая нагрузка оказывается меньшей, чем если бы она была распределена более или менее равными порциями по всем дням недели.) Что можно сделать? Во-первых, не транжирьте время зря. Используйте более «легкие» дни для того, чтобы чему-то научиться: освоить новую программу, создать или подчистить шаблон, привести в порядок каталог с файлами, мало ли что. Во-вторых, помогайте редактору организовывать ваше время. Например, вы знаете, что на планерке решили делать карту наводнения в соседней области. Не сидите, не ждите, когда вам всё принесут. Подойдите к редактору, спросите, можете ли вы уже что-то начать делать: отрисовывать карту, делать стили для затопленных и незатопленных территорий и так далее.
,
,
ТЕХНОЛОГИЗИРУЙТЕ РАБОТУ. Любой руководитель оценит, если вы будете демонстрировать эффективность и стремиться к ней. Для эффектного дизайна нужны идеи и навыки. Чтобы они появились, нужно время и много попыток. Для того чтобы это время освободить, необходимо свести к минимуму время, которое вы тратите на простые и рутинные операции. Если у вас в редакции нет нормальной модульной сетки и шаблонов, сделайте их, наконец, — это сэкономит кучу времени при верстке. Выучите быстрые клавиши в графических программах, это существенно ускорит работу. Систематизируйте и автоматизируйте работу с типовыми операциями при помощи средств программ верстки, скриптов и макрокоманд: это особенно касается, например, оформления телепрограмм, рекламных объявлений. Разработку более сложных скриптов, а также небольших программ, которые, скажем, будут верстать для вас передачи ТВ и частные объявления, можно заказать на стороне. Это не так уж дорого стоит, но позволяет экономить много человеческих ресурсов.
,
,
НЕ ОБЕЩАЙТЕ НЕВЫПОЛНИМОГО. Четко знайте свои способности и свои ограничения. Не надо обещать нарисовать до завтра 3D-модель Международной космичес кой станции, если вы до этого только раз 10 открывали соответствующую программу. И дело не в том, что не надо пытаться. Надо, иначе не научитесь. Но редактору важно знать, на что и когда он может рассчитывать, сколько у него есть свободных ресурсов для других задач. Поэтому лучше говорить честно: «Можно попробовать сделать так-то и так-то. Я думаю, это будет круто. Но мне нужно освоить программу, в которой могу моделировать пока только табуретки. А для того, чтобы изобразить МКС, мне нужно будет тратить по 3 часа каждый понедельник-вторник в течение двух месяцев». Как было сказано выше, в этом случае редактор сможет планировать ресурсы и у него не будет впечатления, что вы увиливаете от работы.
,
«ЭТО НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ». Очень часто эту фразу используют не в прямом смысле («Я не знаю никого в мире, кто мог бы это сделать»), а для того, чтобы сказать: «Я не знаю / не умею, как это сделать». Так вот, имейте в виду, когда-нибудь редактор увидит, как некто верстает ТВ-программу при помощи нажатия трех клавиш, в то время как вы твердили ему о том, что сверстать ее быстрее, чем за двое суток, невозможно. Трудновато будет тогда избавиться от репутации лентяя и обманщика.
«ТАК НЕ ДЕЛАЮТ». Апелляция к абстрактной традиции малоэффективна. Ставить фотографии слишком мелкими плохо потому, что не видно, что на них изображено, так как не видны мелкие детали, а не потому, что «так не делают». «Так» как раз много кто делает, но вам не хочется за ними повторять. Зато хорошо апеллировать к собственным согласованным и утвержденным ранее стандартам оформления, стилям, ширине колонок.
«ПРОСТО СКАЖИТЕ МНЕ, КУДА ЧТО СТАВИТЬ». Фактически вы говорите: «Я — не дизайнер, дизайнер — вы». (Что-то вроде: «Я — девочка, я не хочу ничего решать».) То есть передаете свою работу другому. Задача редактора не в том, чтобы сказать, куда что разместить. Но в том, чтобы решить, что является главным, что — второстепенным, что — принципиальным, а что — маловажным, обеспечить наличие элементов оформ ления. А вот дизайнер уже предлагает визуальное воплощение для этих решений.
,