Необходимость оживить подачу текста, разнообразить полосу и при этом уложиться в срок сдачи — дилемма, с которой любой из нас сталкивался. Даже при наличии иллюстраций комбинация «текст+заголовок+фото» имеет исчерпаемый запас вариантов. Но есть способ и разбить эту монотонность, и оказать услугу читателю, сделав газету более информативной и удобной для чтения. Имеются в виду специально оформленные текстовые элементы, которые я называю текстографическими блоками.
Что это такое?
,
,
Текстографический блок — это, по сути, специально написанный текст, который оформляется так, чтобы он внешне ясно отличался и от основного материала, и от заголовка и воспринимался еще и как «графическое пятно», элемент, который разбивает монотонность, задает ритм и в каком-то смысле даже имеет некоторые свойства иллюстрации.
Такой блок не является самостоятельным материалом и имеет смысл только в контексте и в комплексе с материалом, который он сопровождает.
Текстографический блок — это и еще одна точка входа в материал, и еще один уровень информации, который может быть зацеплен читателем-сканером, который обычно ограничивает процесс чтения просмотром фото, чтением заголовков и подписей, а также этих самых текстографических блоков.
Подготовка таких блоков не требует от дизайнера сверхсложной работы — нужно только разработать универсальный стиль оформления текстографики. Основная же работа ложится на плечи редакторов, которые должны собственно готовить наполнение блоков. При правильном понимании задачи и нормально налаженном рабочем процессе это не должно отнимать много времени.
Текстографических блоков может быть великое множество, и каждая редакция может выработать свой набор решений для разных типов материалов. Обсудим вкратце только самые распространенные варианты, а также коснемся особенностей их написания и оформления.
Какие бывают текстовые графические блоки
Как уже было сказано, особенность текстографических блоков в том, что они имеют смысл только в контексте конкретного материала. Поэтому для того, чтобы сгенерировать необходимые примеры, мы придумаем событие, которому будут посвящены наши публикации. Представим, что ночью на окрестности вашего города опустилось голодное стадо летающих слонов. Слоны поели весь урюк, капусту и потоптали смородину. Есть жертвы среди мирного населения. Зоологи говорят, что слоны могут еще вернуться через месяц. Огородники в панике. Этому событию было посвящено несколько публикаций, и вот какими блоками они могли бы сопровождаться.
I. «КТО ЕСТЬ КТО» И «ЧТО ЕСТЬ ЧТО»
a) МИНИДОСЬЕ (НА ЧЕЛОВЕКА, НА ОБЪЕКТ, ДАЖЕ НА ЖИВОТНОЕ)
Основной материал: Стадо летающих слонов опустилось в окрестностях Колбасова Уничтожен весь урюк, вытоптана смородина, есть жертвы среди населения.
,
,
Слон летающий
Aero-slonus
Ареал обитания: Острова Тринидад и Принсипи.
Особенности: Способен совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 3000 километров. Питается плодами кустарников и деревьев.
Вес: 1,5 тонны.
Размах крыльев: 15 м.
Высота в холке: 3 м.
Хобот: 2,5 м.
I. «КТО ЕСТЬ КТО» И «ЧТО ЕСТЬ ЧТО
b) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, ВИНОВНИКИ, ЖЕРТВЫ
Основной материал: Жители Легостаева отбивались от слонов в течение трех часов.
Два человека погибли, трое ранены.
,
,
Павшие в бою со слонами
Евдокия Макарова, 65 лет, пенсионерка, жительница Легостаева.
В течение полутора часов защищала свой участок от двух летающих слонов, отгоняя их с помощью швабры. Скончалась на месте от удара хоботом.
Константин Шипако, 42 года, служащий, житель Легостаева. Отстреливался от слонов из берданки. Был завален пометом. Скончался в больнице
,
ЗАГОЛОВКИ. Часто в качестве заголовка достаточно использовать имя / название того, на кого / на что предоставляется мини-досье.
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Мини-досье старайтесь сопровождать небольшой иллюстрацией: либо фото героя, либо изображением объекта.
СОДЕРЖАНИЕ. Если речь идет о человеке, то вовсе не обязательно, чтобы досье напоминало автобиографию. В зависимости от фокуса основного материала мини-досье может рассказать об убеждениях человека или, например, о его роли в произошедших событиях.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Когда пишете о жертвах, героях, виновниках, называя имя человека, укажите возраст человека, где он живет, чем занимается. Это сделает информацию более «реальной», близкой читателю.
,
II. СПИСКИ
a) ПРОСТЫЕ СПИСКИ
,
,
Основной материал: Стадо летающих слонов опустилось в окрестностях Колбасова Уничтожен весь урюк, вытоптана смородина, есть жертвы среди населения
,
,
b) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, ЖЕРТВЫ, ВИНОВНИКИ, ГЕРОИ, ПРОТИВНИКИ, СОЮЗНИКИ, СТОРОНЫ И Т.П.
Основной материал: Жители Легостаева отбивались от слонов в течение трех часов.
Два человека погибли, трое ранены
,
ЗАГОЛОВКИ. Заголовки должны быть короткими и ясными.
СТИЛЬ НАПИСАНИЯ. Пишите максимально кратко, используйте параллельные структуры.
РАЗМЕР. Списки, за редким исключением, не должны быть слишком длинными.
ОФОРМЛЕНИЕ. Каждый смысловой элемент списка должен начинаться с новой строки и начинаться с заголовочка, выделенного ключевого слова или буллита.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ. Некоторые формы списков (рейтинги, прайс-листы, расписания) часто лучше подавать в виде таблиц, а не текстовых блоков.
,
,
c) ХРОНОЛОГИЯ, КАЛЕНДАРь
Основной материал: Стадо летающих слонов опустилось в окрестностях Колбасова Уничтожен весь урюк, вытоптана смородина, есть жертвы среди населения
d) ИНСТРУКЦИИ-РЕЦЕПТЫ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
,
,
e) СПИСКИ-ПАМЯТКИ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
,
,
f) РЕЙТИНГИ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
,
,
g) ПРАЙСЛИСТЫ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
h) РАСПИСАНИЯ
Основной материал: Организованы экскурсии к месту боев со слонами Легостаевцы зарабатывают деньги на организацию обороны поселка
i) ПЛАНЫ
,
,
Основной материал: Деньги на оборону города не выделены Мэрия и дума не смогли договориться о бюджете для плана «Хобот-антитеррор»
III. ЦИТАТЫ
,
,
a) ЭКСПЕРТЫ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
b) ИСТОЧНИКИ, ОЧЕВИДЦЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Основной материал: Стадо летающих слонов опустилось в окрестностях Колбасова Уничтожен весь урюк, вытоптана смородина, есть жертвы среди населения
,
ОТБОР. Отбирайте только те цитаты, которые иллюстрируют суть материала, отражают одну из центральных мыслей. Не ставьте цитаты только потому, что кто-то сказал что-то смешное, нелепое или привел факт яркий, но не относящийся к сути рассказываемой истории.
ЭТИКА. Цитата – это факт, поэтому мы не можем вносить в сказанное изменения, улучшать стиль и т.п.
АТРИБУЦИЯ. Цитата должна быть атрибутирована таким образом, чтобы было понятно, кто источник и почему к его словам стоит прислушиваться. Однако не нужно пытаться включить все регалии и замысловатые должности.
Выберите только то, что относится к делу, то, из-за чего вы сами встречались и говорили с этим источником. (Например: «Александр Пусь, доктор зоологии, специалист по летающим слонам», а не «Александр Николаевич Пусь, доктор зоологических наук, почетный академик РАН, автор диссертации «Некоторые аспекты отлова летающих слонов в условиях вечной мерзлоты».)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Когда уместно, цитаты можно сопроводить небольшими фото.
ОФОРМЛЕНИЕ. Для цитат выработайте отдельный стиль оформления. Цитаты должны быть достаточно крупными, чтобы быть замеченными.
,
,
c) ГЛАС НАРОДА
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
,
ПРИМЕНЕНИЕ. Используйте «глас народа» только там, где это действительно помогает делу. Не нужно проводить экспресс-опросы типа «Как вы относитесь к воровству?»: ответы будут предсказуемы и вряд ли интересны.
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Помимо имен, обязательно старайтесь вставить небольшие портреты. Это добавит достоверности вашим опросам.
ОФОРМЛЕНИЕ. Когда идентифицируете собеседников, используйте параллельные структуры. Если собеседник отказывается давать свою фамилию, укажите другие детали, которые позволяли бы судить, что это реальный человек: род занятий, место жительства и т. п.
,
d) ВЫТЯЖКА, ВЫНОСКА ИЗ ТЕКСТА
ВЫТЯЖКА ИЛИ ВЫНОСКА — по сути, прямая цитата из самого материала, его кусок, оформленный отдельно для привлечения внимания к материалу.
,
ПРИМЕНЕНИЕ. Используйте осторожно, только в больших материалах. Как и цитата, вытяжка должна иллюстрировать суть материала. Не выносите фразы только потому, что они просто смешные или яркие.
ОФОРМЛЕНИЕ. Выработайте свой стиль оформления для выносок (возможно, что он будет схож со стилем оформления цитат). Выноски должны быть краткими: одно нормальное предложение или два коротких.
,
IV. ОБОБЩЕНИЯ
,
,
a) ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СЛУЧИВШЕГОСЯ
Основной материал: Власти и военные могли предотвратить нападение слонов Прокуратура закончила расследование обстоятельств легостаевского сражения со слонами
b) ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЛУЧИВШЕГОСЯ ИЛИ ПРОИСХОДЯЩЕГО
Основной материал: Принят закон о слоновом налоге Финансирование плана «Хобот-антитеррор» будет осуществляться за счет средств, собранных с граждан
,
,
c) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, АРГУМЕНТЫ, ВЫВОДЫ
Основной материал: Власти и военные могли предотвратить нападение слонов Прокуратура закончила расследование обстоятельств легостаевского сражения со слонами
d) ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ, КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОБЫТИЙ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКУЩЕЙ КАРТИНЫ
Основной материал: Принят закон о слоновом налоге Финансирование плана «Хобот-антитеррор» будет осуществляться за счет средств, собранных с граждан
,
ПРИМЕНЕНИЕ. Предполагается, что читатель прочтет этот текст до того, как он начнет читать основной материал. Вы как бы пересказываете для читателя самую суть события, главные моменты, аргументы, положения. Это как бы аннотация материала.
КРАТКОСТЬ. Не пытайтесь просто впихнуть информацию, которая не вошла в материал. Блок должен быть кратким. Используйте параллельные структуры.
ЗАГОЛОВОК. Он обязательно должен быть. Избегайте игры слов, неясностей. Не используйте пустых названий («Для справки», «Наше досье», «Кстати…» и т.п.). Говорите прямо, не бойтесь обратиться к читателю. Заголовок «Как новый закон повлияет на вашу жизнь» более эффективен, чем, например, «Новый закон». «Насколько выросло население региона» лучше, чем «Перепись населения в цифрах».
ОФОРМЛЕНИЕ. У таких блоков должен быть свой постоянный стиль оформления, дизайн. Приучите читателей к тому, что в определенным образом оформленном текстовом элементе они, читатели, всегда смогут быстро найти самую необходимую информацию.
,
V. ФАКТ НА ВЫНОСКУ
,
,
a) ФАКТ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ
b) ЦИФРЫ-СТАТИСТИКА
,
ПРИМЕНЕНИЕ. Используются, чтобы проиллюстрировать основную идею материала, привлечь к нему внимание. Опять-таки, не используйте просто занятные факты. Используйте только ту информацию, которая соответствует сути материала.
КРАТКОСТЬ. Факт на выноску – очень краткая форма. Информации за редким исключением должно быть не больше одного абзаца.
,
VI. ШИРОКИЙ КОНТЕКСТ
,
,
a) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (ГДЕ И КАК ЭТО УЖЕ БЫЛО)
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
b) КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ВАРИАНТЫ? А КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ У ДРУГИХ?
c) ПРЕДЫСТОРИЯ, ПРОГНОЗ
Основной материал: Вытоптанный рай 150 дачных участков не подлежат восстановлению
VII. СЕРВИС
,
,
a) ВОПРОС-ОТВЕТ
Основной материал: Нашествие слонов может повториться через неделю Дачники готовятся к обороне своих участков
b) АНОНС
Основной материал: Стадо летающих слонов опустилось в окрестностях Колбасова Уничтожен весь урюк, вытоптана смородина, есть жертвы среди населения
c) ЧТО ДЕЛАТЬ (КУДА ЗВОНИТЬ, ПИСАТЬ, ПЕРЕВОДИТЬ ДЕНЬГИ И Т.П.)
Основной материал: Жители Легостаева отбивались от слонов в течение трех часов. Два человека погибли, трое ранены
,
,
d) МИНИСЛОВАРЬ, ГЛОССАРИЙ
Основной материал: Демонстрация антиглобалистов собрала 20 тыс. человек на городской площади Часть горожан не согласна с планами использования генетически модифицированной смородины для борьбы с летающими слонами
,
ПРИМЕНЕНИЕ. Графические блоки этого типа — это как бы дружеская рука, протянутая читателю, знак того, что мы делаем все, чтобы читатель мог получить максимально хороший информационный сервис, понять суть происходящего. Часть этой информации читатель может использовать непосредственно и немедленно: позвонить по телефону, перевести деньги пострадавшим, посмотреть в интернете дополнительную информацию.
ЗАГОЛОВКИ. Опять-таки, избегайте пустых заголовков типа «Библиотека», «Наш словарь», «Контактная информация». Используйте лучше простые конкретные заголовки, точно говорящие читателю, что он найдет в данном графическом блоке.
,
Общие требования к написанию и оформлению
СОДЕРЖАНИЕ
Информация, которая используется для написания текстографического блока, может быть уникальной (то есть нигде больше в тексте не встречаться) или перепакованной (может встречаться в тексте, но в другом виде или не полностью).
ЧЕТКИЕ, ПОНЯТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ
Заголовки необходимы. Они должны быть не слишком длинными и максимально доходчивыми, может быть, даже буквальными. Например: «Жертвы аварии», «Насколько больше мы будем платить налогов?», «В чем обвиняется Березовский», «10 самых продаваемых товаров», «Плюсы и минусы закона», «Куда девать детей», «Что нужно взять в путешествие», «Как сварить борщ», «Танк Т90» и т. п. Так как предполагается, что текстовой графический блок размещается в блоке с бóльшим материалом, заголовок графического блока не должен дублировать содержание главного заголовка.
Рубрики типа «Наша справка», «Досье», «Кстати…», «Любопытно…», «В зеркале статистики» не заменяют заголовка, не добавляют никакой информации и никак не помогают читателю понять, о чем пойдет речь в текстовом блоке. С функциональной точки зрения их использование не имеет почти никакого смысла, кроме декоративного.
КРАТКОСТЬ
Будьте кратки! Используйте простые конструкции, краткие, неполные предложения. Старайтесь обходиться минимумом слов.
СЕГМЕНТАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В МИКРОБЛОКИ
Длинные абзацы неприемлемы. Если у вас много разнообразной информации, разбивайте информацию по микроблокам. Каждому такому микроблоку желательно присвоить название, которое четко бы говорило о том, какого рода информация там располагается. (Примерно как в бланках.) Эти названия должны быть выделены: это поможет читателю быстро найти нужную информацию.
Иван Иванов, 40 лет, инженер.
Взгляды: Коммунист.
Отношение к военной реформе: Реформу нужно проводить, но через 10 лет. Армию сократить до 200 тысяч человек.
Отношение к приватизации недр: Всех олигархов нужно раскулачить, а деньги вернуть народу.
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРЫ
Используйте параллельные конструкции. (Особенно в списках.) Параллельными должны быть как структура предложений, так и сегментация текстов на микроблоки. Так вы обеспечите совместимость, сравнимость информации.
ПРИМЕР НЕПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ:
Софья Кулакова, архитектор, увлекается бадминтоном.
Нигде не работающая гражданка Макакина любит играть в футбол.
Чупчукова Евгения Брониславовна, жительница села Первомайское, член партии зеленых.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА:
Софья Кулакова, архитектор, увлекается бадминтоном.
Ангелина Макакина, безработная, играет в футбол.
Евгения Чупчукова, доярка, спортом не занимается.
ЕДИНЫЙ СТИЛЬ
В газете должен быть единый стиль оформления графических текстовых блоков, являющийся частью общей графической модели издания. Для основных видов текстовых графических блоков должен быть свой, более или менее отличающийся стиль. Это прежде всего касается списков, мини-досье, цитат, выносок, фактов на выноску, памяток. Основные составляющие стиля, которые надо продумать:
• Принципы оформления заголовка (гарнитура, начертание, кегль)
• Принципы оформления текста (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж)
• Тип, вид, размер буллитов и принципы их использования
• Средства отделения (рамки, линейки, подложки)
• Принципы использования цвета (для цветной печати)
• Стандартные способы верстки относительно тела основного материала
• Специальные маркеры и символы (например, большие кавычки для оформления цитат)
,