Назад к мессенджерам

В этой главе научный сотрудник Института Антонис Калогеропулос анализирует перерождение мессенджеров и рассказывает о том, как это связано с уменьшением использования Facebook для новостного потребления.


 

,

,

Давай, Facebook, до свидания

Детище Цукерберга немного сдает позиции с 2016 года во многих странах мира, особенно после публичных дебатов, связанных с распространением фейков. По данным BuzzFeed, за три месяца предвыборной кампании в США двухлетней давности пользователи сети Facebook поделились фальшивыми новостями с гипер-партизанских блогов и сомнительных сайтов 8 711 000 раз. И это на полтора миллиона «лайков» больше, чем у таких влиятельных изданий, как The New York Times и Washington Post! Сильнее всех «пострадали» США, где 14% молодежи с 2016 по 2018 годы уже не могут читать новости на Facebook без изжоги.  
Между тем, люди с гаджетами все больше уходят в мессенджеры, например, в WhatsApp, (кто бы мог подумать?!). Для любых целей в нем сидят порядка 44% участников опроса, а для потребления новостей его роль удвоилась на 16% за четыре года. Кстати, разработчики компании в скором времени хотят ввести ультра-новую функцию в мессенджер.  По задумке юзеры смогут отмечать полученные сообщения как прочитанные, не открывая приложение. Разработчики полагают, что это упростит общение в групповых чатах и защитит от спама.


 

,

,

Оставаться собой в соцсетях

Рассматривая различные действия на Facebook и WhatsApp, связанные с новостями, исследователи из Рейтер обнаружили, что Facebook, скорее всего, люди и дальше будут использовать для чтения или поиска новостей: то есть просмотра заголовков или чтения историй целиком. В WhatsApp, в свою очередь, пользователи чаще участвуют в приватном обсуждении новостей (24%) или состоят в группах, специально настроенных для какой-то темы (16%).

Фокус-группы, проводимые в США, Великобритании, Бразилии и Германии, дают нам больше информации про то, почему мессенджеры могут быть лучше для контактов и обсуждений. Пользователи заявили, что у них есть каналы, созданные для друзей, семьи или работы, и что они могут общаться и публиковать статьи на все виды тем, включая новости, но при этом более свободно:

Вся соль социальных сетей – это про то, как носить маску. Поэтому, когда я нахожусь в чате с моими друзьями, маска срывается, и я чувствую, что действительно могу быть собой» (Ж, 30-45, Великобритания).

Респонденты часто говорили о новостях через Facebook или Twitter, но затем размещали их на WhatsApp, когда хотели поговорить про это:

Каким-то образом WhatsApp кажется намного более приватным. Словно он гибрид между текстовыми сообщениями и социальными сетями. В то время как в Facebook, по какой-то причине, слишком открытый, даже если вы в мессенджере» (Ж, 20-29, США). Источником по-прежнему остается Facebook. Когда мы собираемся поделиться чем-то на WhatsApp, обычно статью, которую мы нашли, взята с Facebook. Так что он по-прежнему король в своем роде» (M, 20-29, США).


 

,

,

Больше мессенджеров и возможностей приватных бесед

Если посмотреть не только на опыт США, то сила Facebook Messenger в потреблении новостей высока в нескольких странах, таких как Греция или Норвегия. Однако в большинстве стран WhatsApp доминирует для обмена текстами – преимущественно в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Южной Европы.
Среди других мессенджеров, например, Viber – самое популярное приложение для обмена сообщениями в ряде балканских стран, где люди ищут там новости (14% в Болгарии и Греции и 12% в Хорватии). А приложение корейского происхождения для моментального обмена сообщениями Line широко используется в Тайване (73% для любых целей, 53% для новостей), а также Line является самым популярным приложением в Японии (27% для любых целей, 9% для новостей).

WeChat массово любим в Гонконге (52% проводят там время и 15% узнают о событиях) и Малайзии (28% и 10% соответственно). Приложение со вкусным названием Kakao Talk играет главную роль обменника сообщениями в Южной Корее (39% также используют его для новостей).

Telegram – это все еще растущий организм. Проект Павла Дурова с 2016 года удвоил аудиторию в 26 странах, достигнув 3% прироста в 2018 году. Telegram, основной функцией которого стала возможность создавать закрытый чат, особенно в тренде в более авторитарных странах, таких как Малайзия (21% установили его себе на телефон и 9 % информируются) и Сингапур (19% и 6% соответственно).


 

,

Мессенджеры для нас как коробки для кошек

Конфиденциальность – это важная штука для пользователей, и она отчасти объясняет бум использования приложений для обмена сообщениями, в противовес открытым сетям. Как отмечено в исполнительном резюме отчета Рейтер, пользователи в некоторых менее свободных странах с большей вероятностью тщательно подумают, прежде чем раскрыть свои политические взгляды в Интернете.

Но это работает и в неавторитарных государствах. Одна из причин заключается в том, что граждане демократических стран не всегда чувствуют себя комфортно в выражении своих политических взглядов перед друзьями, семьей и знакомыми. В таких странах как Япония, Норвегия, США или Великобритания все больше людей обеспокоены тем, что их окружение будет думать о них (не «лайкнет» пост или удалит из друзей). В целом, эти данные подчеркивают движение аудитории, особенно молодых групп, к более уютным приложениям, в том числе для обсуждения новостей. Мессенджеры для нас, как коробки для кошек – в них мы чувствуем себя более спокойно и уютно, защищенными от посторонних шумов, и расслабляемся.

Если эти тенденции будут укрепляться, это может создать новые дилеммы для издателей о том, как общаться с рядовыми гражданами и распространять контент. Для продвижения новостей в этих пространствах стоит поработать над стратегией органичности и неформальности, советуют исследователи Института Рейтер. К примеру, настройка списков рассылки в WhatsApp – это весьма трудоемкий процесс (издатели должны предоставить номер телефона, на который затем подписываются пользователи). Тем не менее, журналисты эффективно использовали группы WhatsApp для распространения новостей при освещении политических процессов в странах с серьезной цензурой.


Заходная иллюстрация: MEEDIA