С помощью проекта Hashtag Our Stories известный в Индии журналист Юсуф Омар стремится построить всемирную многоканальную новостную сеть, обучая представителей социально ущемленных слоев населения азам журналистского мастерства.
Юсуф Омар, бывший журналист социальных сетей CNN и экс-редактор мобильных проектов Hindustan Times, давно стал (и не только у себя на родине) экспертом в области мобильного сторителлинга. Он специализируется на небольших инновационных и социально ориентированных проектах, которые дают простым людям возможность рассказывать собственные истории. Однако одно недавнее событие подтолкнуло его и его жену Сумайю к принятию решения о серьезном расширении масштаба этой работы.
В начале 2017 года Омар обучил группу индийских уборщиков мусора тому, как документировать происходящее вокруг них с помощью функции Instagram Stories, но поскольку потом несколько месяцев никакого контента от них не поступало, он решил, что проект провалился. Однако в июле прошлого года правительство Индии ввело налог на поставку товаров и оказание услуг (Goods and Service Tax — GST), который непосредственно затронул заработок уборщиков мусора, и это подтолкнуло их к применению полученных навыков мобильного сторителлинга.
,
,
,
«Откуда ни возьмись в наших лентах вдруг начал выскакивать хештег #GSTwaste, и это оказались те самые индийские уборщики мусора, которые, попав в сложнейшую ситуацию, где к ним никто не прислушивался, стали использовать свои камеры и сообщать, что у них происходит. И в конце концов их голоса дошли до индийских СМИ, которые подхватили эту историю, — рассказывает Омар. — Я внезапно осознал, что существует гигантский потенциал у обучения людей самых низких социальных слоев, чьи голоса никто не слушает (а это тот самый миллиард, который скоро выйдет в онлайн), тому, как пользоваться мобильными телефонами, чтобы рассказывать собственные истории, и как превращать эти истории в содержательные видеосюжеты».
КРУГОСВЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В рамках проекта Hashtag Our Stories его создатели в начале сентября 2017 года отправились в кругосветное путешествие и за три с половиной месяца посетили 23 страны. В каждой стране они с помощью местных НКО организовывали встречи с местными сообществами и учили их мобильному сторителлингу.
Например, во время поездки в Сербию они работали с группами афганских и ливийских беженцев, которые после этого стали присылать им видеоматериалы о тяготах жизни мигрантов.
В среднем в каждой стране они обучали 15-20 человек, из которых, по словам Омара, примерно пятеро становились активными корреспондентами.
Далее они помогали им совершенствовать мастерство, создавая индивидуальные группы в Facebook, где можно публиковать рабочие материалы и получать отзывы. Кроме того, этот контент размещается на нескольких страницах в Facebook, например Hashtag Australia или Hashtag Sri Lanka, с целью довести число таких страниц до сотни, чтобы фрагментировать аудиторию соцсети и сосредоточиться на интересах конкретных местных сообществ.
«Эти группы в Facebook — предварительный этап, корреспондентов надо проверить, прежде чем позволить им публиковаться на платформах. Потому что, разумеется, мы хотим получать основательную журналистику, хотим иметь возможность проверять подлинность и достоверность историй, факты», — говорит Омар.
Значительная часть общения супругов Омар с корреспондентами идет через мессенджер Facebook, что позволяет сразу давать обратную связь по подготовке историй. Поскольку разбираться с огромным количеством сообщений через этот канал становится все труднее, Омар обдумывает идею разработки «бота-редактора» для мессенджера Facebook, который мог бы отвечать на самые элементарные вопросы о мобильном видеопроизводстве. «Таким образом, мы сможем тратить время и силы на дальнейший процесс видеопроизводства и по-настоящему работать с корреспондентами над темами и сюжетами», — полагает он.
,
,
В рамках обучения корреспондентов предупреждают о рисках, связанных с прямыми трансляциями, и объясняют, как «документировать глазами» происходящее перед принятием решения о трансляции того или иного события.
«Мы знаем, что у нас будет много прямых трансляций, а по мере приближения 2020 года и интернета 5G наш проект Hashtag Our Stories будет, по сути, становиться одной большой круглосуточной трансляцией в прямом эфире, — рассуждает Омар. — А если мы всё будем транслировать напрямую, то исчезнет буфер между тем, что видит корреспондент, и тем, что видят его зрители во всем мире».
ОТ ЛОКАЛЬНОГО К ГЛОБАЛЬНОМУ
Уже в ходе кругосветного путешествия создателей проекта их замысел создать глобальную новостную сеть постепенно стал обретать реальные формы.
,
,
Так, к 25 сентября 2017 года — второй годовщине принятия мировыми лидерами «Целей устойчивого развития» ООН — корреспонденты из самых разных стран мира подготовили видеосюжеты и прямые трансляции в Facebook на такие темы, как экология, образование и нищета.
«Рождение новостной сети случилось гораздо раньше, чем ожидалось. Если у нас есть сейчас проблемы, то они скорее в том, что нам присылают слишком много историй и видео, и трудно отобрать из них самое важное, на что стоит тратить время и стараться сделать из них что-то стоящее», — говорит Омар.
Хотя Омар заявляет, что не видит большого коммерческого потенциала в том контенте, который производится в рамках проекта Hashtag Our Stories, он надеется, что бизнес можно будет монетизировать за счет предоставления решений и рабочих процессов другим СМИ, помогая им охватывать труднодоступные местные сообщества и строить сети мобильного сторителлинга.
,
,
НА ГРАЖДАНСКОЙ СТОРОНЕ СИЛЫ
Накануне ежегодного конгресса WAN-IFRA, который прошел 6-8 июня в Эшториле и Кашкайше (Португалия), нам удалось побеседовать с Юсуфом Омаром о тенденциях в сфере мобильной журналистики.
— Какие платформы вам больше всего нравится использовать для мобильного сторителлинга и почему?
— За последние десять лет величайшая революция среди платформ для сторителлинга — это Facebook Spaces. Она дает нам возможность прямых трансляций и панорамной виртуальной среды, и в то же время это социальная сеть, и ее аудитория может к нам присоединяться.
— Говоря о визуальной журналистике вообще и о мобильном сторителлинге в частности, что, по‑вашему, новостные СМИ сейчас делают правильно и что им надо улучшать?
— Новостные СМИ спешат отмахиваться от новых технологий, считая их слишком заумными или несерьезными, не замечая в них потенциала для улучшения качества журналистики. Например, как самостоятельный продукт потоковое видео не превратилось в золотую жилу, преобразившую медиа. И виртуальная реальность с панорамным видео не превратились. Они пока стали всего лишь «кирпичиками».
Однако на пересечении этих технологий появляются такие платформы с тотальным погружением, как Facebook Spaces. СМИ нужно овладевать всеми технологиями-«кирпичиками» и инвестировать в инновации. Потому что, когда их сложат вместе и наберется критическая масса, надо быть готовым к тому, что все виртуальное пространство начнет развиваться очень быстро.
— В чем состоят вызовы для мобильной журналистики сегодня и какими они, по‑вашему, могут стать в будущем?
— В мобильной журналистике ведущую роль все больше играют гражданские журналисты, и для СМИ самый серьезный вызов — верификация. Технологии, позволяющие ловить фейки, совершенствуются, но совершенствуются и инструменты, позволяющие все лучше манипулировать с видео. Начиная с 11 сентября, самые памятные истории нашего времени выпускались в эфир обычными людьми с телефонами, так что роль СМИ сегодня — это отбор, агрегирование, проверка фактов и верификация.
Однако в будущем такая роль не может стать для СМИ основной. Если мы все будем ловить рыбку в общем пруду соцсетей и верифицировать один и тот же контент, все издательства в итоге будут публиковать одинаковые истории. Поэтому нам надо идти дальше и копать глубже. Объяснять, анализировать. Давать аудитории необычный опыт и показывать оригинальные истории, а не те, которые выносят в топ в лентах соцсетей.
,
,
— Какие тенденции в визуальном сторителлинге и мобильной журналистике вы считаете самыми главными прямо сейчас?
— Сторителлинг становится интерактивным. Больше всего времени мы потратили на то, чтобы наш контент тормозил большой палец, чтобы люди не прокручивали наши видео, не глядя, в битком набитых новостями лентах соцсетей. Сейчас пришло время создавать истории, которые, скажем так, вовлекают большой палец. Если мы посмотрим на формат Stories в Instagram, Snapchat и т. п., там главное — дать аудитории кликать, чтобы перескочить на 10 секунд вперед или вернуться назад. Аудитория сегодня контролирует нарратив.
— С помощью проекта Hashtag Our Stories вы стремитесь дать местным сообществам из разных стран самим рассказывать их истории. А какое место при этом отводится СМИ и как будет меняться их роль в будущем?
— Проект Hashtag Our Stories научил сообщества уже в 40 странах рассказывать истории с помощью телефонов, а мы занимаемся отбором этих видео и компонуем из них программу. Это журналистика! Отличительной чертой хорошей журналистики всегда было наличие множества разных источников. А сторителлинг гражданских журналистов просто означает, что будет больше углов зрения, больше мнений, а значит — больше правды.
СМИ должны научиться лучше слышать голоса простых людей, компоновать эту информацию, перерабатывать и анализировать ее, чтобы люди смогли лучше понимать, что происходит в настоящем, и предвидеть будущее. Мы не заметили такие крупные явления, как Брексит и Трамп, именно потому, что медиа слушали экспертов, обозревателей и комментаторов, а не реальные голоса реальных людей.
Материал подготовлен WAN‑IFRA и СППИ (ГИПП)
,