Чек-лист: 7 правил этножурналистского текста

ФАЗА ПЕРВАЯ. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА

,

,

ДАТЬ СЛОВО ГЕРОЮ

Неважно, расскажете ли вы историю от первого лица, или ваш текст будет разбавлен комментариями. Ключевые моменты проговаривает персонаж — это создает впечатление диалога с читателем и воздействует сильнее, чем пересказ. И — практичный момент для вашего имиджа — острые замечания, если они есть, озвучиваются не вами.

 

,

,

ГОВОРИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ

Меньше текста, больше картинок! То есть их должно быть поровну, разумеется. И мы имеем в виду не количественное, а качественное соотношение. Фотографии не дублируют текст, а иллюстрируют главные мысли — стандарт любой публикации.

 

,

,

НЕ ДРАМАТИЗИРОВАТЬ ПОПУСТУ

Ваш текст не должен кричать, как все плохо. Главное — проблема (событие, случай), о которой говорится в тексте, а не ваши словесные экзерсисы; они лишь облачают ее в более ощутимую для читателя форму на бумаге, экране или веб-странице. Спокойная констатация фактов, бесстрастные выводы или сдержанный (но ни в коем случае не сухой) репортаж погрузят его в проблему глубже, чем трагический пафос.

Не ищите негатив специально: этническая журналистика нужна как раз для того, чтобы минимизировать количество конфликтов между разными народами. Столкновения появляются от непонимания, так что введем подпункт: объясняйте. В этом ключе прекрасно работает проект «Это Кавказ».

 

,

,

ИЗБЕГАТЬ БАНАЛЬЩИНЫ И ЛУБКА

«Никакого праздника!» Традиционные торжества разных народов фотографируют и описывают каждый год. Самое страшное — это марафет, наведенный для несведущих. Абстрактно: настоящий мастер-класс по росписи керамики вам проведут в подмосковной Гжели, а не на вычищенной выставке. Советуем знакомиться на таких встречах с героями и встречаться в другой обстановке, заодно материал не продублирует пару-тройку заметок ваших коллег в городской ленте.

Кстати, если публикуете критику таких мероприятий, будьте готовы: участники старались и могут обидеться.

 

P. S. для новостей:

,

,

НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ЗАГОЛОВКЕ

«Уроженец страны N украл / избил / убил…» — не надо так, это кликбейт. Часто ли мы видим новости, что таджик, узбек кого-то спас, а русский — убил?

 

ФАЗА ВТОРАЯ. ВЫЧИТКА

,

,

ПРОВЕРИТЬ ЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ СЛОВ И НАПИСАНИЕ ИМЕН

Иначе сразу — «чеверын» («до свидания» по-марийски). Очевидный момент: если материал аудиовизуальный, уточните ударения. Не забудьте исторический и географический фактчекинг.

 

,

,

ПОБЕРЕЧЬ ГЕРОЯ

Это не цензура, а безопасность. Уберите из текста необоснованные суждения (обычный фактчекинг — перед вами не стоит задачи показать неосведомленность героя). Не оставляйте резкие обращения, даже если спикер произнес их не всерьез или кого-то процитировал.

 

ФАЗА ТРЕТЬЯ. ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это скорее совет, чем правило: читайте комментарии, находите перепосты и скопированные ссылки, изучайте обратную связь там. Даже если вы соблюли все правила, все равно найдутся читатели, которые что-то не поймут или интерпретируют неправильно. Не нужно этого бояться, такие комментарии полезны: поймете, что нужно доработать в следующий раз. В крайнем случае, если героя обижают — защитите (но в полемику ради полемики, безусловно, не суйтесь). 

,

Иллюстрация: shutterstock.com