«Все газеты пахнут одинаково. До того, как начинаешь их читать».
Эту фразу из дневников замечательного журналиста и острослова Ярослава Голованова я вспомнил, наблюдая за тем, как наши СМИ освещали 50-летие вторжения войск Варшавского договора на территорию Чехословакии.
Молодым напомню: ровно полвека назад коммунисты в стране, которой сейчас уже нет (есть отдельно Чехия и отдельно Словакия) решили покончить с казарменным социализмом. Нет, они вовсе не замышляли совершить государственный переворот и предать идеи социального равенства. Их замысел был в другом: как раз вернуться к истокам, построить у себя в стране социализм с человеческим лицом. Однако в Москве сочли такое поведение неподобающим для «подлинных ленинцев», крамолой и ересью, опасной для всего соцлагеря. После длительных сомнений, уговоров и переговоров Кремль пошел на крайнюю меру: в ночь на 21 августа войска пяти государств Варшавского блока перешли границу ЧССР, гусеницами танков и бронемашин подавили скромные очаги сопротивления, «пражская весна» закончилась, а вместе с ней были похоронены надежды на то, что социализм может существовать на фундаменте демократии и свободы .
Победа над «отступниками» из Праги в итоге обернулась поражением и для Москвы, и для всех других стран, следовавших у нее в фарватере. Факт оккупации дружественной Чехословакии настолько потряс даже друзей Кремля, что в международном коммунистическом движении наступил раскол, появились так называемые «еврокоммунисты», да и в нашей стране, несмотря на отсутствие массовых протестов, думающие люди спохватились: что же это делается на белом свете? Если мы братьев-славян танками стали воспитывать, то неладно что-то в этом королевстве.
Скорее всего, именно подавление «пражской весны» и последовавшее затем грубое вторжение в Афганистан стали катализаторами тех процессов, которые вскоре привели сначала к перестройке, а затем к крушению — и социализма, и огромной державы.
Что же касается официальных советских и российских оценок событий 50-летней давности, то они однозначны. И Горбачев, и Ельцин, и Путин неоднократно и недвусмысленно осуждали военное вторжение. Ввод войск назван «неправомерным актом вмешательства во внутренние дела суверенной страны, прервавшим процесс демократического обновления ЧССР и имевшим долговременные отрицательные последствия».
Увы, среди этих последствий есть одно, которое могут ощутить на себе лично все россияне, по делам или для отдыха приезжающие в Чехию. Работая в Праге корреспондентом российской газеты, за четыре с лишним года я не встречал ни одного чеха, который бы забыл о танках на улицах этой красивой страны. Оскорбление вошло в глубинную память народа. Чехи, которые до того относились к русским, как к самым близким братьям, не скоро простят нам ту «интернациональную помощь» — это факт, с которым придется считаться не одному поколению наших граждан.
,
,
И вот сейчас, в связи с 50-летием, появился повод порассуждать о трагических и поучительных уроках того времени. И некоторые коллеги (журналисты, обозреватели, политологи) «порассуждали» на всю катушку. Несмотря на наличие официальной и недвусмысленно выраженной позиции российского руководства, несмотря на наличие серьезных и не оспариваемых никем источников (рассекреченные документы политбюро, мемуары политиков, военных, спецслужбистов), в СМИ появились публикации, явно или неявно оправдывающие акт неправомерного военного вторжения. При этом их авторы ссылались, как правило, на некие сведения, согласно которым если бы на территорию ЧССР не вошли войска стран Варшавского договора, то там непременно появились бы войска НАТО.
Конечно, это чушь, с которой полемизировать и неинтересно, и унизительно. Никаких достоверных фактов, подтверждающих подобные мифы, не существует. Когда Вилли Брандта, который в те годы был вице-канцлером и министром иностранных дел, спрашивали, что может ФРГ сделать для поддержки демократических сил в Праге, то он отвечал одним словом: «Ничего».
Откуда же ноги растут? А все оттуда. В нашей профессии и рядышком с ней, на соседних делянках, расплодилось множество шустрых полуграмотных и беспринципных молодых людей, которые, не имея знаний и не желая глубоко вникать в обсуждаемые проблемы, обладают потрясающим чутьем угадывать тренды, говорить и писать то, что, якобы, понравится обывателю и, якобы, будет благосклонно встречено наверху.
Вот поэтому-то «все газеты пахнут совсем не одинаково». От некоторых разит, будто ими воспользовались в туалете.
И напоследок. Если кому-то действительно хочется узнать, как там было, пятьдесят лет назад, как обстояли дела в Праге и в Москве, как и кем принимались решения и что стало с авторами «пражской весны», прочитайте книгу нашего коллеги, прекрасного журналиста (хотел написать —«известинца», но вовремя спохватился, ибо нынешние «Известия» не имеют ничего общего с той славной газетой) Леонида Шинкарева. Она называется «Я это все почти забыл…». Уникальный опыт честного и умного журналистского расследования.
Евгений Евтушенко под впечатлением военной атаки на чехословаков в 1968 году написал горькие и точные строки:
Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
Пятьдесят лет прошло. А как актуально звучат эти строки и сейчас.
,