,
Прекариату нечего терять, кроме собственной неустойчивости. Все больше журналистов, включая именитых и высокооплачиваемых, по разным причинам выпадают из редакционного штата и переходят на вольные хлеба. Это общемировая тенденция, затрагивающая все творческие и умственные профессии. Но для журналистов она еще и усилена кризисом отрасли.
Канадская журналистка Лиза Коксон провела исследование, чтобы выяснить, сколько и как платят фрилансерам редакции. Были опрошены 23 издания. Восемь согласились раскрыть свои схемы оплаты фрилансеров.
Основные критерии для оплаты фрилансеров, видимо, универсальны: объем текста (в англоязычной журналистике это количество слов) и уровень экспертизы автора. Канадские СМИ, согласившиеся раскрыть сведения, платят от 10 до 50 центов за слово. Для масштаба: в рублях это от 5 до 25 рублей за слово (уровень цен в Канаде можно сравнить с московским). То есть за заметку в две страницы word с одиночным интервалом автор получит, в зависимости от уровня издания и своего статуса, от 6000 до 30000 рублей. В России средним тарифом для московского фрилансера можно считать один рубль, но за знак. Те же 2 страницы word будут оплачены в размере 8000-10000 рублей. Разумеется, именитые авторы запрашивают в 2-3 раза больше, а иногда и сильно больше. Но в целом, как видим, расценки сопоставимы.
,
,
Интересно, что редакции применяют различные механизмы расчета гонорара. Например, один из журналов, специализирующийся на long-form, платит 40 центов за слово первые 4000 слов (3,5 страницы), а потом — 25 центов за слово.
Отмечено также, что принт пока все еще лучше платит фрилансерам за материалы, чем онлайн. Хотя и онлайн подтягивается. Например, сайт о персональных финансах LowestRates.ca платит от 150 до 300 канадских долларов (7500-15000 рублей) за пост. Впрочем, специализированные материалы везде стоят дороже.
Журнал по родительской тематике Today’s Parent платит одинаково за принт и онлайн — от 100 до 2500 долларов за статью (5000-125000 рублей; в верхнюю планку, впрочем, верится с трудом; столько уже платят за небольшую брошюру).
При таком большом разбросе ставок фрилансерам выгоднее браться за сложные материалы по специальным темам. Стодолларовая заметка порой требует тех же трудозатрат, чем и расследование. Так что лучше уж повозиться с эксклюзивом.
Особая проблема в отношениях фрилансеров с редакцией — не только размер, но и сроки оплаты. Некоторые редакции платят фрилансерам дважды в месяц, и это очень хорошие сроки. Другие платят через 30 дней, то есть помесячно. Некоторые и вовсе платят через 90 дней. Другие опрошенные Лизой фрилансеры сообщили о рекордных задержках гонорара — 8 и даже 18 месяцев. Видимо, этот же разброс сроков знаком фрилансерам и в России.
В целом рынок движется в сторону «антрепренерской модели» — когда редактор заказывает все больше текстов на стороне (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: СМИ в 2018: фрилансеры и антрепризная модель редакции). Поэтому постепенно формируются стандарты фриланса, включая размеры и сроки оплаты. Важным регулятором на этом рынке выступает репутация — как автора, так и редакции.
,